В честь двадцатилетия Ректорского духового оркестра беседуем с его основателем и бессменным дирижёром Евгением Николаевичем Шляховым о музыке, подборе оркестрантов и творческом (не)выгорании.
Про оркестр
– Евгений Николаевич, сколько лет вы занимаетесь Ректорским духовым оркестром?
– Двадцать лет. В 2002 году я обратился к тогдашнему ректору, профессору Леониду Яковлевичу Дятченко, с инициативой создать первый с момента основания Российской Федерации белгородский духовой оркестр учебного заведения. В советское время было много студенческих и ученических оркестров, затем наступило какое-то затишье. В нулевых мы решили возродить традицию.
– Сколько сейчас человек в составе оркестра?
– Сложно сказать наверняка. У нас, как и в большинстве других самодеятельных коллективов, состав «плавает». Бывало и сорок человек, но сейчас нас порядка тридцати. Это студенты, выпускники, абитуриенты, да и просто молодые люди, которые хотят заниматься музыкой.
– А как вообще ведётся набор в состав оркестра?
– По желанию. Никакой разнарядки нет. В этом году официальные дни набора – второе и третье воскресения сентября, но связаться со мной можно в любое время. Мы никогда и никому не отказываем в прослушивании. У нас даже вступительного испытания как такового нет – разве что слух иметь. Любому человеку найдём применение, даже если он не музыкант.
– Предположим, я играю на струнных инструментах, бас-гитаре, например, а оркестр – духовой. Что со мной можно сделать? Придётся переучивать?
– Переучивать не придётся, будете играть партию тубы. Усилитель у нас есть. Играли бы вы на скрипке – тоже не беда. Наша скрипачка неоднократно выступала в дуэте с саксофонистом, успешно и на больших сценах.
– …Тут можно перейти к вопросу о регалиях и достижениях оркестра.
– Можно. За высокие творческие достижения оркестр награждён дипломом лауреата 1-й степени областной губернаторской премии «Молодость Белгородчины 2005». Неоднократный победитель следующих конкурсов: «Всероссийский конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Роза ветров Москва-Белгород транзит», Международный фестиваль духовых оркестров «Кубок Московия», Всероссийский конкурс духовых оркестров им. Н.М. Михайлова, областной конкурс духовых оркестров «Играй музыкант», Фестиваль «Студенческая весна» и так далее. Много что ещё можно было вспомнить, но отмечу, что наша основная цель заключается не в погоне за наградами, а в выполнении церемониальной функции. Встречаем и провожаем гостей, сопровождаем мероприятия, готовим солистов к выступлениям с сольной программой. Регалии – это не главное.
– А иностранцы в составе оркестра есть?
– На данный момент – нет. Приходил к нам один, и, хотя язык музыки универсален, общий язык мы с ним не нашли. Но всё может быть. Может, ещё придёт к нам в оркестр новый Луи Армстронг. Мы были бы не против.
– Как обстоят дела со старожилами? Есть те, кто в оркестре с самого первого дня?
– Есть. Это я.
Бывает, что возвращаются и те, кто закончил институт десять, пятнадцать лет назад. Кто-то – вспомнить молодость, кто-то – на подмену. Часто приходят посмотреть на концерты. С вернувшимися старожилами, на самом деле, играть было бы даже сложнее, чем с новичками: духовой инструмент так устроен, что если не практиковать даже месяц, начинаешь терять навык.
Про творческий путь
– Евгений Николаевич, как вы пришли к музыке? Вы сами из музыкальной семьи?
– Нет. Но мне с детства нравилась духовая музыка. Поступление в музыкальное училище было моим осознанным выбором.
– С чего вы начинали?
– Я сам начинал с работы в оркестре. Моим основным инструментом была труба. Играл в городском оркестре, ныне – Духовом оркестре белгородской филармонии. Потом сам организовал коллектив в Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, которая в Майском. Ректор академии, Алексей Филиппович Пономарёв, в своё время первый секретарь Белгородского обкома КПСС, этому оркестру помогал и покровительствовал; после его смерти новый ректор к идее охладел. А в НИУ «БелГУ» моему опыту доверились. Так я из винтика механизма стал тем, кто эти винтики в механизм закручивает.
Руководить оркестром – это совсем другой опыт, это творчество гораздо большего масштаба, чем просто играть свою партию. И я уже двадцать лет с честью выполняю свою работу.
– И не чувствуете творческого выгорания?
– А какое тут выгорание, когда у нас постоянное обновление состава. Есть чуть-чуть похожее чувство, но это скорее нелюбовь к рутине. Просто у нас каждый год новые обстоятельства. Бывает, сплотится состав – и всё круто, можете играть очень сложные произведения. А потом, в конце учебного года, выпускаются сильнейшие музыканты. И нужно искать новеньких, перекраивать программу, начинать с нуля. Этим мы отличаемся от профессиональных оркестров, в которых составы собираются на века. Со студентами не так. Ты их только научил, а они уже уезжают.
Ещё с вечными перестановками дополнительной сложностью становится «держать марку». Оркестр всегда должен играть на высоком уровне, никаких провалов. Нужно уметь мотивировать студентов к занятиям музыкой. Скажу без ложной скромности, я прилагаю множество усилий. Поэтому мы и существуем уже двадцать лет и распадаться не собираемся.
– Каких композиторов любите?
– Их множество. Любимая музыка у меня духовая. Из известных – Чернецкий, Дунаевский… Знаете, иногда к нам приходят и просят для мероприятий поиграть не относящиеся к оркестровой музыке вещи. Я не пурист, но я считаю, что если мы духовой оркестр, то мы не должны играть джаз или эстраду. Иногда, конечно, соглашаемся, но редко. Наша уникальность как раз-таки в упоре на духовые инструменты.
– Ваши дети занимаются музыкой?
– Старшая дочка обучалась в музшколе по фортепьяно, и духовое отделение. Сейчас она уже закончила технический вуз в Петербурге. Младшая дочка играла с нами лет пять, ещё не будучи студенткой, а в этом году поступила в белгородское музыкальное училище на класс «ударные инструменты». В духовом оркестре без ударных никуда.
Беседовал Даниил Говоров
#белгу
#ректорскийоркестр
#оркестр
#духовойоркестр