Матрешка целей
#целеполагание
Нас не сбить с пути
Нам все равно куда идти 🫣
Эта шутка отлично объясняет важность целеполагания, как для человека, так и для организации.
Но сегодня приведу несколько примеров из реальной практики, когда целеполагание оказалось вредным.
1) Начинающий стартапер, бизнес по поставке техники из Китая, поставил перед собой амбициозную оторванную от реальности цель. Умолчим под чьим влиянием. Не моим.
Предсказуемо ее не достиг. Разочарование, сильный удар по самооценке, состояние, близкое к депрессии.
2) Обратный случай. Предприниматель поставил перед собой легко достижимую цель. Она его не драйвит, не дает стартапу полностью использовать свой потенциал для роста. Бизнес топчется на месте.
3) Еще такой вариант встречал 2 раза за последний год.
Вся жизнь предпринимателя была построена вокруг достижения большой цели. Приложением неимоверных услий цель достигнута, и.... дальнейшие цели фаундер ставить отказывается. И так уже хорошо, устал, ждет новый челлендж, который вызовет такой же или еще больший драйв. 🤔
Чтобы избежать этих вариантов развития событий я использую в работе с фаундерами такой подход к целеполаганию.
Матрешка целей и их постоянный пересмотр.
Как это работает?
1) Вместе с фаундером ставим цели на 3 года. Качественные и количественные.
Качественные цели - такие, достижение которых приводит к переходу бизнеса в иное качество.
Например, построен воспроизводимый управляемый процесс продаж наемными менеджерами.
Количественные цели - обычно являются эффектом от достижения качественных. Например, сделать 1000 продаж новым клиентам.
2) Далее я помогаю фаундеру поставить качественные и количественные цели на 1 год, без достижения которых 3-годовые цели не могут быть достигнуты.
3) Повторяем процесс на квартал и на месяц.
4) Смотрим, какие есть ограничения и генерим гипотезы, чтобы эти ограничения снять.
Появляется недельный план работ команды (спринт).
Во время движения к месячной цели команда собирает информацию, лучше узнает клиента и рынок, свои возможности.
5) На основе обучения из п.4 развертываем матрешку обратно.
Пересматриваем месячную цель, что дает повод пересмотреть квартальную цель, что, в свою очередь, дает возможность пересмотреть годовую цель, что, в свою очередь, позволяет пересмотреть 3-годичную цель.
6) Переходим к п.1.
Когда стартап только начинает развиваться, имеет смысл пересматривать цели часто.
Когда бизнес уже набрал инерцию, можно это делать реже.
Поскольку цели в результате обучения через эксперимент постоянно пересматриваются , мы избегаем все трех ловушек.
Как итог:
- цели опираются на реальность,
- предприниматель сохраняет драйв,
а бизнес - динамику развития .
Кому нужен шаблон для работы по целям в таком формате, ставьте "+" в комментариях к посту.
Всем вышлю и отвечу на вопросы по применению.