7,5K подписчиков

"Неправильная" архитектура Фриденсрайха Хундертвассера. Первая часть

563 прочитали

Фриденсрайх Хундертвассер, он же Фридрих Стовассер (имя, данное при рождении), австрийский архитектор и художник, появился на свет 15 декабря 1928 года в Вене, Австрия. Его отец Эрнст Стовассер умер, когда ребенку был один год и все воспитание взяла на себя мать Эльза.

Фриденсрайх Хундертвассер
Фриденсрайх Хундертвассер

Фридрих обучался в школе Монтессори, но ему пришлось уйти через год, так как денег у семьи катастрофически не хватало. Уже тогда было заметно то, как необычно мальчик чувствует цвет и форму в рисунках. Вообще Фридриха занимало искусства с самого детства, он собирал гербарий, рисовал пастелью. Первый карандашный рисунок датируется 1943 годом, а на первых его работах можно увидеть Вену и ее окрестности.

Фридрих с матерью
Фридрих с матерью

Детство и юность будущего художника было непростым: война, чудовищная нехватка денег. К тому же мать Фридриха была еврейкой, и ей с сыном пришлось укрываться от преследования нацистов. В 1943 году 69 его родственников евреев, в том числе бабушка и тетя по материнской линии, стали жертвами холокоста. Но, несмотря на все это, талант Фридриха смог пробиться сквозь густую пелену мрака и несчастий.

Живопись и архитектура

Академического художественного образования Фриденсрайх не получил, однако какое-то время проходил обучение в Венской академии изящных искусств в 1948 году. Но вскоре бросил академию, традиционная учеба стала ему неинтересна.

Вообще, учитывая его достижения в области архитектуры, о Фриденсрайхе - живописце знают мало. Большую роль в его живописи сыграл уже умерший к тому времени австрийский художник Эгон Шиле. Побывав на выставке, посвященной годовщине смерти художника, его очень впечатлило творчество Шиле.

"Здания Шиле казались одушевлённо-человечными — они ничем не напоминали рисунки архитектора, либо дома, выписанные другими художниками», «они светились в темноте … он писал их так, словно нет никакой разницы между кожей обнажённой девушки и кожей дома", - говорил Хундертвассер.

Вероятно, именно это спровоцировало рождение его теории о многослойности кожи человека. Она говорит о том что, первый слой - это эпидермис, второй - одежда, а третий - дом, в котором он живет. Но со временем он дополнил эту теорию еще двумя слоями: четвертая кожа - социальная среда, то есть окружающее общество, и пятая - кожа планетарная, имеющая связь с биосферой, земной корой и воздухом.

Его картины несут в себе единый посыл - слияние человека с природой.

Уже в 24-летнем возрасте состоялась его первая выставка. Творчество художника отвергало общепринятые нормы и правильность, идеально прямые линии. Он был истинным нонконформистом.

Архитектурными проектами он начал заниматься в 1972 году. По его мнению архитектура должна была бояться правильных форм, как и природа. Его подход к созданию архитектуры часто сравнивают с Гауди: проекты Фриденсрайха не только своеобразны и удивительны, но и комфортабельны и практичны, они разработаны для людей. Однако в строительстве зданий он применяет исключительно простые и весьма обычные материалы.

Стоит заметить, что Хундертвассер безумно любил спираль, а его любимым животным была улитка, ведь она всегда носит с собой свой дом и дом этот не имеет прямых линий.

Хундертвассер с будущим проектом
Хундертвассер с будущим проектом

Помимо всего, художник яро выступал за сохранность природы и был участником экологического движения.

Имя

Фридрих Стовассер менял имя несколько раз за всю жизнь и остановился на имени Фриденсрайх Хундертвассер, под которым и стал известен. Поиск своего имени он начал в 1949 году. Тогда Фридрих начал изучать славянские языки, и понял, что первая часть его имени - sto обозначает числительное "сто" и переведя его на немецкий он получил "hundert". Вторая часть фамилии - wasser ("вода") очень символична для художника, она осталась неизменной. Он говорил так: "Это убежище и дверца, куда я в любое время могу улизнуть". Так и получилась фамилия Хундертвассер.

Имя же сначала трансформировалось во Фредерик, затем в Фридерейх, и в итоге он остановился на Фриденсрайхе (что переводится как "богатый миром"). Но это еще не все, также он добавил еще два имени - Регентаг ("дождливый день"), любимая погода художника, ведь после дождя природа становиться более яркой, обновляется, дышит по-новому. И Дункельбунт ("темно-пестрый" или "светящиеся в темноте цвета"), то есть любимые цвета в палитре. По мнению художника каждый человек должен иметь несколько имен, каждое из которых подходило бы к определенной его ипостаси.

Художник на фоне своего корабля Regentag, который был для настоящим домом. Целых 10 лет Хундертвассер жил и работал на нем.
Художник на фоне своего корабля Regentag, который был для настоящим домом. Целых 10 лет Хундертвассер жил и работал на нем.

Он очень много путешествовал. Первой женой Фриденсрайха стала малознакомая женщина попутчица, с которой он разорвал брак почти сразу. Он объездил Италию, был на Сицилии, во Франции, в Японии, где встретил свою вторую жену Юко Икэвада.

Ушел из жизни Фриденсрайх из-за сердечного приступа во время круиза в Тихом океане в 2000 году.

Итак, рассмотрим архитектурные проекты Хундертвассера...

Зелёная цитадель Магдебурга

Этот проект стал последним в жизни архитектора, полностью завершен он был в 2005 году, уже после его смерти. Находится здание в центре Магдебурга. А ведь изначально на этом месте стоял обычный панельный дом, пока председатель жилищного кооператива не решил обратиться к Хундертвассеру в 1995 году. В итоге решением было снести старый дом и на его месте возвести новое строение. На первом этаже здания располагаются кафе и магазины, а на верхних этажах есть даже детский сад и гостиница.

Дом Хундертвассера в Плохингене

Это яркое и красочное строение было сдано жильцам в 1986 году. Внутреннее пространство здания включает в себя как одноуровневые, так и двухуровневые квартиры. Дом поражает обилием причудливых изгибов и узоров, формами балконов и окон. Здание было построено исключительно из натуральных материалов, таких как кирпич, керамические элементы, дерево. Фасад здания выполнен из железобетона, что не дает ему выцветать уже более трех десятков лет. Что примечательно, Хундертвассер отказался от премии после окончания строительства, так как посчитал что уже награжден тем, что на этом месте не будет стоять нечто уродливое.

"Наши дома больны с тех пор, как их сооружением занялись тщательно обученные градостроители и подчиняющиеся стандарту архитекторы. …. Если мы разрешим окнам танцевать, проектируя их в различном стиле, если мы разрешим появление возможно большого числа неправильностей, как на фасадах, так и в интерьерах, дома поправятся, дома начнут жить…" - такова была философия архитектора.

Рональд Макдональд Хаус в Эссене

Один из 22 Благотворительных домов Рональда Макдональда в Германии предоставляет жилье семьям тяжело больных детей, которые проходят лечение в университетской больнице Эссена. Это один из последних проектов архитектора. Первые эскизы здания появились в 1999 году, а строительство завершилось в 2005. Удивительно то, что здание находится в самом центре парка Груга. Мало того, архитектура здания не только не помешала природе, но и приумножила численность зеленых насаждений.

Эта была первая часть статьи об архитекторе, через неделю выйдет вторая часть, где мы рассмотрим другие его проекты. Не пропустите!

Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!

А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:

Мир Кристины глазами Эндрю Уайета

Слепая любовь к скульптуре. История Лины По

Живая бумага Келвина Николса. Арткреатив

Цифровая скульптура Кена Келлехера. Арткреатив

#искусство #архитектура #Фриденсрайх хундертвассер