Многие христиане верят, что Спасение через веру во Христа - славное, доброе приобретение, полученное с Божьей помощью, которое, однако, в любой момент можно потерять через свои грехи.
Евангельское богословие придерживается более радикальной позиции в понимании спасения.
Оно рассматривает спасение как новое рождение, которое человек не способен генерировать сам, оно становиться возможным только при сверхъестественном чудесном действии Духа Святого.
Т.е. речь здесь идёт не о приобретении чего-либо, а о рождении новой природы человека, о его новой сущности, которая, возникнув внутри его, определяет его желания, руководит его жизнью, не даёт ему покоя, когда он согрешает, влечёт его к небесному и т.д.
Как видно, две этих позиции достаточно сильно отличаются друг от друга. Каждый, кто занимается вопросами богословия в какой-либо степени, должен осознанно принять одну или другую позицию. Священное Писание достаточно конкретно представляет спасение как радикальную перемену природы человеческого сердца. Иисус Христос представляя спасение Никодиму, ясно говорит:
«если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» Иоан. 3:3.
Апостол Павел представляет крещение как подтверждение радикального процесса совершившегося в человеке в результате его возрождения:
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» Рим. 6:3-4.
В понимании ап. Павла, спасение это не просто Божья услуга, которую можно сегодня великодушно принять, а завтра от неё отказаться. Для него спасение это смерть для ветхого человека и воскресение для новой жизни. Пожалуй, наиболее ярко данный вопрос представлен в послании к Евреям 10:14-17
“Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует нам и Дух Святой; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более”.
Подобные тексты, которых достаточно много в Писании и составили собой основу евангельского подхода к вопросу спасения, которое понимается как радикальная перемена человеческой души, называемая рождением свыше.
К этому надо добавить, что многочисленные тексты Св. Писания все же предупреждают о возможности потери спасения.
Например:
Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. (Евр.6:4-6).
Заметим, что речь идет вовсе не о новообращенном верующем. Но о человеке просвещенном проповедью Евангелия, рожденном свыше (вкусившем дара небесного), принявшем дар Духа Святого. Более того, ему открылись великое и сладкое Слово Божье и даже силы будущего века.
Если такой человек отрекается от Христа словом или делом, то происходит духовная смерть, после которой у него уже не остается никакой надежды на жизнь вечную....
Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так. (Евр.6:7-9)
Господи, помилуй каждого верующего и сохрани для Царства Твоего!...