Найти в Дзене

Рембрандт «Ночной дозор». Почему было так много попыток разрушить работу голландского мастера?

Оглавление

«Марш стрелков », более известный сегодня как « Ночной дозор Рембрандта», является одним из величайших шедевров мировой живописи. Однако картина трижды становилась жертвой актов вандализма, угрожавших ее уничтожению. Как это произошло?

Рембрандт написал «Марш стрелков » в 1642 году. На шедевре голландского мастера изображен отряд амстердамской гражданской гвардии под командованием Франса Банника Кока (фигура в черной одежде, подпоясанная красным кушаком).

Меньше, чем изначально

Картина была уменьшена в размерах в 1715 году, когда ее перенесли в Зал маленьких войн в ратуше Амстердама:

Самый широкий кусок был обрезан с левой стороны и имел ширину около шестидесяти сантиметров. Удаленные фрагменты так и не были найдены.
Копия Марша стрелков, приписываемая Герриту Лунденсу. Фрагменты оригинального полотна, отрезанные в 1715 году, отмечены белыми линиями
Копия Марша стрелков, приписываемая Герриту Лунденсу. Фрагменты оригинального полотна, отрезанные в 1715 году, отмечены белыми линиями
В настоящее время не видно, что действие происходит на мосту, так как срезан фрагмент с перилами моста через канал или ров. Наряду с перилами были два лучника, плюмаж одной из шляп и идеальные пропорции композиции.

Мы знаем, как изначально выглядело полотно, благодаря копии XVII века, которой сейчас можно полюбоваться в Национальной галерее в Лондоне.

Совсем не ночной дозор

Вопреки тому, что может предложить обычно используемое название произведения , оно представляет собой сцену, которая разворачивается в течение дня. И солнечно - фигуры отбрасывают тень.

Однако со временем полотно сильно потемнело, и поэтому в первой половине девятнадцатого века его стали называть «Ночным дозором». И несмотря на то, что «благодаря большим усилиям по консервации он вернул себе свое первоначальное великолепие, название за ним закрепилось».

Нож в руке

Похоже картина «стимулирует безумцев». Это, в свою очередь, выражается в «явно преувеличенных» нападениях людей с психическими расстройствами.

Первое состоялось 11 января 1911 года. Безработный корабельный повар, вооруженный сапожным ножом, набросился на картину, желая разрезать его. К счастью, пострадал только лаковый слой.

Еще больший ущерб принес еще один акт вандализма 14 сентября 1975 года:

сумасшедший учитель бросился на картину с кухонным ножом. Прежде чем его остановили, он сделал двенадцать длинных и сильных ударов. Самый большой из них был длиной один метр. Некоторые удары, нанесенные в ярости, пробивали полотно насквозь.

Частокол вертикальных и близких к вертикальным надрезов начинался у Банника Кока и заканчивался на барабанщике. Вскоре выяснилось, что сумасшедший вырезал в полотне большую треугольную дыру. Реставрация заняла восемь месяцев, нарезанный материал вставили обратно, запломбировали полости, восстановили защитный слой.

Пропитанный кислотой

Третье и пока последнее нападение произошло 6 апреля 1990 года. На этот раз злоумышленник не использовал никаких острых предметов. Вместо того, чтобы разрезать холст, он решил облить его кислотой. Едкое вещество повредило мужчину в красной одежде, заряжающего ружье. Пострадали и образы двух стоящих позади него мушкетеров».

Работу спасла от необратимого повреждения быстрая реакция охранника, облившего ее водой. В результате «только слой лака успел раствориться, образовав большие белые мутные пятна и потеки, которые потом относительно легко удалялись».

Ущерб от разлива кислоты в 1990 г.
Ущерб от разлива кислоты в 1990 г.

За пять лет до этого Данаю , выставленную в Эрмитаже в Ленинграде , тоже облили кислотой и порезали ножом. В результате нападения полотно было практически полностью уничтожено. Его коренная реконструкция заняла более 10 лет.

Почему это происходит?

Вы можете объяснить столь многочисленные нападки на « Ночной дозор» Рембрандта ? У историков своя теория:

богатство произведения в его сложности: с вкраплениями и символизмом, светом и тенью, гармоничными, тонкими узорами ярких огней и синхронной хореографией движения, что для человека ослабленного психическим заболеванием не дает справиться с эмоциями и приводит в ярость.