Когда несколько лет назад знакомился с триллером «В объятиях лжи», в котором главные роли достались Изабель Юппер и Хлое Морец, то меня никак не покидало ощущение, что нечто подобное я уже видел. Не то чтобы точь-в-точь, но где-то схоже в некоторых аспектах фабульной конструкции.
Изрядно покопавшись в «кладовках памяти», я всё-таки извлек оттуда кинокартину «Комната бабочек» (2012), которая попала в поле моего зрения задолго до того, как я стал вести на площадке Дзен канал «Нуар», предпринимая сюжетную и структурную каталогизацию «мрачного кино» во всех его проявлениях.
Опять же «Комнату бабочек» будет весьма затруднительно отнести к конкретному направлению пугающего кинематографа. Можно сказать уверенно лишь одну вещь – это точно не психологический триллер, как значилось в большей части аннотаций. Что в итоге вызвало некоторое разочарование определенной части зрителей.
Не самый известный итальянский режиссер Джонатан Дзарантонело будто бы предпринял попытку скрестить множество линий страшных фильмов, пригласив на главные роли «старую гвардию» подобных творений. В том числе, Хэзер Лэнгкемп (вспоминайте Нэнси, которая смогла дать отпор Фредди) и некогда бывшую джалло-принцессой Барбару Стилл.
Последней, оказавшейся уже далеко за пределами нежного возраста, была отведена главная роль. И именно Стилл «делает» этот фильм. Несмотря на вполне романтическое название, «Комната бабочек» - это ужасающая лента, хотя бы потому, что построена по принципу страшной сказки.
Мы можем видеть и отсылки к «Синей бороде», запрещающему своим избранницам заглядывать за определенную дверь, и к сказкам братья Гриммов, в коих коварные ведьмы хотят заменить детишек в свои пряничные домики. «Но ведь это просто сказки?» - иногда спрашивают иные юные персонажи.
Нет, не просто. Ибо они составлены из подтекстов («да в ней намек»), а потому совершенно не исключено, что монстры весьма себе спокойно обитают в нашей жизни. Могут ходить средь бела дня по улицам и даже жить за соседней с вами стенкой.
Опять же при формировании некоторых аспектов фильма весьма важна ассоциативная составляющая. Препарирование мотыльков, по сути, является чудовищным процессом. Точное и беспристрастное умерщвление красоты, во имя того, чтобы разместить за стеклом, сделать неким неживым музейным экспонатом.
Надо сказать, что стремление главной героини к юным девочкам, равно как её увлечения, с самого начала явлены зрителю как очевидная психопатология. Для вас даже не будет сюрпризом «подлинная природа» обожающей бабочек немолодой Анны. Вопрос будет заключаться в том, сможет ли юная барышня избежать ловушек.
По этой причине вам предложен не триллер, ибо загадки по большому счету в фильме нет. Вас будет интересовать лишь две вещи: природа чудовищности, так сказать, что подтолкнуло стать злой ведьмой из сказки. А также, сколько жертв числится на счету этой колдующей над химическими составами гражданочки.