Найти тему

Адмиралтейский район. Сенная пл. Часть 1. Транспортная реформа

Оглавление

Здравствуйте!

После летнего перерыва возобновляется выход постов на канале. Сегодня первый из серии постов об Адмиралтейском районе. Начнём с Сенной пл., одного из главных транспортных узлов Санкт-Петербурга.

После транспортной реформы добраться до Сенной пл. стало значительно труднее. Проблем нет, пожалуй, только с двумя маршрутами из проходивших или проходящих по Сенной пл. Закрытый коммерческий маршрут № К-7 полностью дублировался действующим автобусным маршрутом № 49 и трамвайным маршрутом № 3. На пару они работают нормально. И почти полностью — автобусным маршрутом № 181, который работает хорошо. С 15 августа он был снова усилен.

Прекращение наземного прямого транспортного сообщения Сенной пл. с пл. Стачек. Закрытые коммерческие маршруты № К-1, К-169 и К-195

Спорить с тем, что и Сенная пл., и пл. Стачек являются важными транспортными узлами и центрами тяготения города, трудно. Притом расположены они недалеко друг от друга, по сути, в одном районе (пл. Стачек расположена в Кировском районе, на самой границе с Адмиралтейским районом). Прямая транспортная связь площадей напрашивается давно. Но она была представлена только коммерческими маршрутами. Прежде всего, К-1 и К-195, а также, в меньшей степени, К-169, проходившим через Конногвардейский бульвар с большим объездом. После отмены всех коммерческих маршрутов никакой прямой транспортной связи между Сенной пл. и пл. Стачек не осталось.

К-1. Остановка у Сенной пл.
К-1. Остановка у Сенной пл.

Идеальным решением этой проблемы стала бы организация нового маршрута по трассе К-195. Это был важный магистральный маршрут, единственный с пр. Ветеранов в центр и единственный из Красносельского и Кировского районов до Садовой ул. и Сенной пл. Сделать это можно не только путём установления нового маршрута, что противоречит политики Комитета по транспорту (открытие новых маршрутов, не предусмотренных документом планирования регулярных перевозок), но и путём высвобождения одного из маршрутов СПб ГУП “Пассажиравтотранс” или изменением действующего маршрута. Для последнего больше всего подходит автобусный маршрут № 73 от Счастливой ул. до пл. Стачек. Но на нем предусмотрена работа только 5 автобусов, а нужно существенно больше. Возможности увеличения транспортной работы по контрактам ограничены и такое усиление 73-го съест все запасы. Неидеальное решение — это локальное (именно между Сенной пл. и пл. Стачек) изменение одного из действующих маршрутов.

Новый автобусный маршрут № 269

Новый кольцевой автобусный маршрут № 269 открыт для компенсации закрытого коммерческого маршрута № К-169 на ул. Трефолева и на Промышленной ул. Трасса автобусного маршрута № 269: от пл. Стачек по пр. Стачек, Промышленной ул., ул. Калинина, ул. Трефолева, пр. Стачек до пл. Стачек. Маршрут обслуживает ООО “Вест-Сервис”. С 5 августа 2022 года автобусный маршрут № 269 работает по новой модели транспортного обслуживания. Маршрут должны обслуживать 3 автобуса среднего класса.

Первый автобус от станции метро “Нарвская” (восточная сторона пл. Стачек) в 5:30, заключительный — в 0:28. По будням и по выходным время отправления первого и заключительного автобусов одинаковое, но расписания разные.

Преимуществом нового автобусного маршрута № 269 могли бы стать небольшие интервалы движения. Базовый интервал движения в течение всего дня — 8 минут. Но расписание опять рваное. По будням примерно четверть интервалов движения больше 8 минут с максимальным интервалом движения 22 минуты. Притом увеличенный интервал не означает, что в это время происходит спад пассажиропотока, большие интервалы встречаются между базовыми.

По выходным ранним утром (где-то до половины десятого) интервалы движения 16 или 23 минуты. Утром, днём и вечером — от 8 до 16 минут. Притом базовый интервал движения именно 8 минут. Вечером (где-то с половины девятого) — от 16 до 21 минуты. Базовый интервал 16 минут. Интервалы движения между завершающими 4 рейсами — 28—30 минут.

Узнать, когда ждать автобус 8 минут, а когда 30 невозможно. СПб ГКУ “Организатор перевозок” публикует только средние интервалы движения по периодам дня. Смысла в таких интервалах для пассажиров почти нет. Из них нельзя не только узнать время ожидания автобуса, но даже минимальный и максимальный интервалы. В этом плане намного более честную информацию доводит до пассажиров СПб ГУП “Горэлектротранс”, которое публикует диапазон интервалов движения в тот или иной период дня. Согласно расписанию на Портале общественного транспорта Санкт-Петербурга средний интервал движения по автобусному маршруту № 269 с 6 до 10 часов по будням составляет 11 минут. Может ли пассажир сделать вывод из этой информации, что ждать ему придётся 22 минуты?

Новый автобусный маршрут № 269 не заменяет закрытый коммерческий автобус № К-169. По К-169 можно было доехать с ул. Трефолева и Промышленной ул. до Невского пр. (выйдя на Гороховой ул.) или Сенной пл. По 269-му можно доехать только до пл. Стачек. После продления автобусного маршрута № 2 на пл. Стачек можно сделать пересадку и доехать до Невского пр., а вот сделать пересадку и доехать до Сенной пл. до сих пор нельзя.

Внутрирайонные проблемы. Ул. Декабристов, Подьяческие улицы. Пер. Гривцова. Рижский пр.

До запуска новой маршрутной сети ул. Декабристов была связана с Сенной пл. по прямой трассе коммерческим маршрутом № К-1. Что теперь? С угла ул. Декабристов и Английского пр. до Сенной пл. можно доехать на автобусном маршруте № 70 (вернуться на автобусном маршруте № 71). Проходят эти маршруты с объездом через Конногвардейский бульвар, интервалы движения у них не маленькие (15—20 минут). С угла ул. Декабристов и Лермонтовского пр. до Сенной пл. можно доехать на автобусном маршруте № 50. Но опять в объезд — через Театральную пл. Вернуться можно прямо. С угла ул. Декабристов и ул. Глинки до Сенной пл. можно доехать на автобусном маршруте № 50, но через Лермонтовский пр., или прямо на автобусном маршруте № 262, но у него интервалы движения ещё больше. Восточная часть ул. Декабристов (северо-восточнее ул. Глинки) с закрытием К-1 осталась без единого маршрута регулярных перевозок.

На излучину канала Грибоедова с Малой, Средней и Большой Подьяческими улицами раньше можно было добраться на К-1, который проходил по самой Большой Подьяческой ул. (в одну сторону; для поездок в другую сторону на К-1 можно было выйти на ул. Декабристов через мост), и на К-350, который проходил по началу пр. Римского Корсакова. Теперь уехать можно только через остановку на Вознесенском пр. на маршрутах (10, 70, 71) с большими интервалами движениями.

Пер. Гривцова остался без единого автобусного маршрута. По нему проходили коммерческие маршруты № К-1 и К-169 (только в одну сторону; движение по переулку одностороннее). Есть Гороховая ул., но усиленный троллейбусный маршрут № 17 имеет интервалы движения до 26 минут.

Закрытие коммерческого маршрута № К-115 без замены новым маршрутом привело к исчезновению сообщения Рижского пр. и Троицкого пр. с Сенной пл. Наибольшим образом К-115 компенсирует новый автобусный маршрут № 290, который связывает Рижский пр. и Троицкий пр. с Технологическим институтом.

Очевидно, что короткие поездки по Адмиралтейскому району стали в ряде случаев затруднительны или вовсе лишены смысла. Сначала пассажир должен дойти до более отдалённой остановки, затем подождать 15-20 минут, чтобы проехать несколько остановок. А в таких деловых, туристических, культурных районах как Адмиралтейский такие поездки востребованы.

Автобусные маршруты № 70 и 71

Автобусные маршруты № 70 и 71 продлены по Путиловской наб. до остановки “Канонерский остров, 11”. На Путиловскую наб. до транспортной реформы ходили только коммерческие маршруты. Объяснялось это трудностями с разворотом автобусов большого класса на Путиловской наб., а автобусы среднего класса на социальных маршрутах ранее не использовались. Сначала вообще, а в последние годы за редкими исключениями в пригородных районах Санкт-Петербурга. На всех маршрутах, проходящих по Путиловской наб., (66, 67, 70, 71) по новым контрактам должны работать автобусы среднего класса. Но автобусов этих перевозчикам не хватало, и на них временно работали автобусы большого класса. И оказывается это возможно.

У автобусных маршрутов № 70 и 71 расписания ежедневные. Первый автобус по 70-му отправляется от остановки “Канонерский остров, 11” в 5:40, заключительный в 0:20. Первый автобус по 70-му отправляется от остановки “Сенная пл.” в 6:21, заключительный в 1:01. Первый автобус по 71-му отправляется от остановки “Канонерский остров, 11” в 5:46, заключительный в 0:21. Первый автобус по 71-му отправляется от остановки “Сенная пл.” в 6:26, заключительный в 1:01. Интервалы движения от 15 до 20 минут (у 70-го один интервал 14 минут). Маршрут обслуживает ООО “Вест-Сервис”.

Расписания хорошие с небольшим разбросом интервалов движения в течение дня. Интервалы движения большие, но отвечающие существующим умеренным пассажиропотокам на этих маршрутах. Почему пассажиропотоки небольшие? Возможно, дело в том, что маршрут у предыдущего перевозчика работал крайне нестабильно. Возможно, дело в не очень удачной трассе. В любом случае в новой маршрутной сети эти маршруты играют роль основных внутрирайонных маршрутов Адмиралтейского района, и им нужны меньшие интервалы движения. Иначе они не смогут даже компенсировать такие коммерческие маршруты, как К-1 или К-169.

Транспортное сообщение Сенной пл. и Садовой ул. с Финляндским вокзалом. Автобусный маршрут № 49 и трамвайный маршрут № 3. Коммерческий маршрут № К-212

Неожиданно в новой маршрутной сети получил почти прямую замену в виде изменённого автобусного маршрута № 49 коммерческий маршрут № К-212. Неожиданно потому, что коммерческий маршрут № К-212 прекратил работу ещё в период подготовки новой маршрутной сети версии 2020 года и борьбы за его замену не было. Правда, автобусный маршрут № 49 был изменён не для замены К-212, а для компенсации важного коммерческого маршрута № К-107. Теперь 49-й проходит в сторону Финляндского вокзала по ул. Пестеля и Литейному пр., а обратно по Шпалерной ул. и Гагаринской ул. У Финляндского вокзала 49-й оборачивается по ул. Академика Лебедева, Боткинской ул., пл. Ленина и ул. Комсомола. Конечная остановка на Боткинской ул. Там, где раньше была только высадка пассажиров. Теперь на этой же остановке можно и сесть. Автобусы, как правило, на ней отстаиваются (с пассажирами). В направлении Литейного пр. у Финляндского вокзала у 49-го ещё две остановки. Одна на пл. Ленина, у Финского пер., совмещённая с троллейбусной (троллейбусные маршруты № 38 и 43). Другая, на ул. Комсомола, также совмещённая с троллейбусной (троллейбусные маршруты № 3 и 8).

Безусловно, добираться до Финляндского вокзала с Литейного пр. стало удобнее. В отличие от троллейбусов автобусы довозят до Боткинской ул., от которой не так далеко до остановки автобусных маршрутов № 86 и 267 на ул. Академика Лебедева. Важнейшая функция новой трассы 49-го — подстраховка троллейбусов на Литейном мосту. Но всё равно решение с изменением 49-го нельзя назвать удачным. Во-первых, без какого-либо автобусного движения остались Финляндский мост и ул. Куйбышева. Трамваям нужна страховка. Ул. Куйбышева — единственное место в городе, где у трамваев нет никакой альтернативы. Пожилым и больным людям тяжелее садиться на трамвай посреди проезжей части, даже если он низкопольный. Во-вторых, 49-й с новой трассой К-107 не заменяет. Неудобная пересадка с автобусного маршрута № 107 на автобусный маршрут № 49 отнимает лишнее время. Видно, что пассажиры К-107 на 49-й в большей своей части не пересели. Как минимум, необходимо продлить один из маршрутов до Финляндского вокзала со стороны Калининского района на Петроградскую сторону по ул. Куйбышева. Это позволит и подстраховать трамваи и обеспечить сквозную связь через Финляндский вокзал для удобных пересадок.

В целом, 49-й работает хорошо. Автобусов можно дождаться. Правда, я стал замечать, что при подъезде к Финляндскому вокзалу всё чаще они стали тащиться. При старой трассе такого не было. Возможно, причина в том, что теперь на конечной остановке отстой с пассажирами, и так долго, как раньше, не постоишь. Интервалы движения по автобусному маршруту № 49 по будним дням в направлении Финляндского вокзала от 11 до 16 минут (единожды 18 минут), в направлении Двинской ул. от 10 до 15 минут (единожды 16 минут и единожды 4 минуты). Интервалы движения по автобусному маршруту № 49 по выходным дням в направлении Финляндского вокзала от 12 до 20 минут (трижды 7 минут), в направлении Двинской ул. от 12 до 20 минут (единожды 10 минуты).

Расписание хорошее, за исключением одного момента. По выходным дням между первыми тремя рейсами в каждом направлении интервалы 25 и 24 минуты, а также ещё один интервал 24 минуты утром в сторону Двинской ул. Естественно в расписаниях на остановках или на порталах (старом и новом) пассажиры узнать о таких необычно больших интервалах не могут.

Для компенсации изменения трассы автобусного маршрута № 49 был усилен трамвайный маршрут № 3 и продлено время его работы. Но как! Теперь по будним дням интервалы от 8 до 25 минут. Притом максимальные интервалы днём. По выходным дням интервалы от 11 до 24 минут. Расписание с учётом изменения маршрута из-за работ на водопроводной сети на Боткинской ул. Думается, что раньше сводные интервалы тройки и 49-го были меньше. По сути, произошло не усиление, а разусиление направления. А ведь был ещё и К-30.

Первый трамвай от пл. Репина отправляется по будним дням в 6:20, по выходным дням в 6:46. Заключительный трамвай от пл. Репина отправляется по будним дням в 0:11, по выходным дням в 0:05. Первый трамвай от пл. Ленина отправляется по будним дням в 5:51, по выходным дням в 6:01. Заключительный трамвай от пл. Ленина отправляется по будним дням в 23:27, по выходным дням в 0:00.

Сравним с временем работы автобусного маршрута № 49. Первый рейс от остановки “Садовая ул.” (ближайшая к пл. Репина) по будням и по выходным проходит в 5:46, заключительный в 0:16. Первый рейс по автобусному маршруту № 49 от остановки “Финляндский вокзал” по будням и по выходным проходит в 5:30, заключительный в 0:00.

Таким образом, первый рейс по тройке от пл. Репина по будням на полчаса позже, а по выходным на час. Заключительный рейс по тройке от пл. Репина по будням и по выходным раньше на 5 минут по будням и на 11 минут по выходным. Первый рейс по тройке от Финляндского вокзала по будням позже примерно на 20 минут, а по выходным примерно на 30 минут. Заключительный рейс по тройке от Финляндского вокзала по будням раньше на полчаса (по выходным время отправления совпадает).

Очевидно, что транспортное обслуживание этого направления после изменения автобусного маршрута № 49 ухудшилось и трамвайный маршрут № 3 с таким расписанием не может быть заменой 49-му и К-30.

На этом первая часть статьи о Сенной пл. заканчивается. Во второй части поговорим о транспортном сообщении Московского района, Шушар и Васильевского острова с Сенной пл.

Делитесь впечатлениями от транспортной реформы в комментариях. Задавайте вопросы.

Спасибо за прочтение)