На днях читала проф.литературу для психологов, а именно - книгу по самооценке для школьников. Крайне странные рекомендации были даны для работы с детьми. О причинах выхода таких книг сейчас писать не буду, это тема отдельного материала.
А вот сами советы из книги мы с вами разберем!
❌Совет 1. «Сравнивайте себя не с теми, кто слабее и хуже вас, а с теми, кто лучше, сильнее»
Это абсолютно некорректно. Хотя бы потому, что человек в принципе склонен себя сравнивать. Вспомните себя в возрасте 14-15 лет. Кому было хорошо от всех этих сравнений?
А подростковый возраст связан с переживаниями по поводу меняющейся внешности, популярности, внимания противоположного пола. И такие советы приводят к зависти, к ненависти и в конце концов, - к неприятию себя.
👍Как стоит сделать.
Помочь подростку увидеть собственные уникальные черты. Сосредоточиться на сильных сторонах личности.
Если подросток сравнивает себя с другими, вы замечаете деструктивные процессы в нем, то стоит помочь ему. Можно выделить наиболее интересные черты у того, с кем себя сравнивает. Посмотреть, что конкретно привлекает в этом мальчике/девочке, что в нем уникального. Чему можно у него поучиться.
❌Совет 2. «Имейте эталон, образец, по которому будете оценивать себя. Чем выше уровень эталона, тем требовательней вы должны относиться к себе»
Название этому совету «мы знаем, как довести вашего подростка до депрессии»
Зачем же оценивать себя по образцу. Тем более мы с вами прекрасно знаем, что «образцы» - это чаще всего маска, под которой находится обычный, реальный человек со своими достоинствами и недостатками.
👍Как стоит сделать.
Восхищаться кем-то совсем не плохо. Если у подростка есть кумиры, популярные звёзды, за которыми он следит - это нормально.
Часто подростки берут за образец тот образ, который транслируют звёзды в своих соцсетях. Стоит объяснить ребенку, что реальная жизнь и создание определенного образа - это разные вещи. Порой за таким эталоном стоит целый штат сотрудников.
Можно помочь ребенку проанализировать, что именно его привлекает в этом образе. Почему ему нравится именно эта звезда, а не другая? Может быть, ему нравится как человек выступает на камеру или как хорошо говорит, поет, или стильную одежду носит и т.д.
❌Совет 3. «Привязывайте самооценку ко всем видам вашей деятельности»
И снова нет. Самооценка - это внутреннее ощущение того, что вы имеете право, что вы достойны... Право на любовь, деньги, реализацию, достойные условия жизни.
Но каждый раз, когда подросток сталкивается с неудачей, он теряет веру в собственные силы. Его жизнь наполняется деструктивными установками.
«Одноклассница не позвала меня в гости, я плохой друг»
«Я плохо сдал ЕГЭ, я тупой и ничего не добьюсь в жизни»
👍Как стоит сделать.
Объяснить ребенку, что опыт важен. И любой, даже самый успешный человек совершал ошибки. Если что-то не получается, это не значит, что ты плохой или с тобой что-то не так. В любом деле и начинании важно наработать опыт. И если ты ошибся - не страшно признать свои ошибки, исправить и двигаться дальше.
❌Совет 4. «Сравнивайте самооценку с оценкой вас от педагогов и сверстников»
Хочется без комментариев, даже, чтоб автор книги не потерял самооценку.
👍 Как стоит сделать.
Объясните ребенку, что на жизненном пути будут встречаться люди, которые будут относиться к нему по-разному. Оценка от педагога - это степень его знания по предмету. Если это знание неудовлетворительно, то стоит сделать выводы и подтянуть знания.
Но никогда оценка по предмету не может быть приравнена к самоценности.
Иными словами, ученик может не знать/не понимать физику, но это не значит, что сам он плохой.
Если ребенок увидел негативное отношение сверстников к себе, то он, конечно, сильно переживает. Обязательно поддерживайте его.
Приглашаю ваших детей от 12 лет на индивидуальные терапевтические сессии.
Можно заниматься онлайн раз в неделю.
Мы делаем упражнения, направленные на снятие тревожности, на познание себя и своих сильных сторон, на осознание самоценности, на формирование доброжелательных отношений с родителями. Ребенку важно быть услышанным.
Пишите в вотсап по номеру +79642595370