Найти тему

Что такое "доречевой период"?

В этой статье мы поговорим о развитии речи на первом году жизни.

Нарушения речи ограничивают возможности социальной адаптации человека. Оставались ли вы когда-либо без голоса? Один лишь голос. Но насколько тяжелы становятся ваши обыденные действия. Поход в аптеку, или в магазин. Элементарная коммуникация с родными и близкими.

А ведь помимо голоса, у вас есть жесты, мимика, письменная речь.

Эти функции у вас уже сформированы, вы умеете ими пользоваться. Также вы понимаете обращенную речь, ориентируетесь в пространстве и времени.

Все эти функции - не врожденные. Для того, чтобы ребенок стал говорить, на определенном уровне развития должны находиться:

  • речедвигательный анализатор;
  • слухоречевой анализатор;
  • органы артикуляции.

Анатомическое и функциональное созревание тесно взаимосвязанно и взаимозависимо.

При нормативном речевом общении детей с окружающими речевые связи образуются путем подражания.

Нарушеная речь может быть симптомом или синдромом какого-либо биологического дефекта (неправильного развития или повреждения органа, болезни, функционального нарушения) или следствием отрицательных влияний окружающей среды (об этом мы обязательно поговорим в следующей статье).

Формирование речи в первый год жизни ребенка

Первый год жизни - это доречевой период развития ребенка. Он является подготовительным в развитии детской речи и делится на четыре этапа:

1) развитие эмоционально выразительных реакций (0-3 месяца) (малыш вам улыбается, радуется, тянет к вам ручки);

Полноценное общение с ребенком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухоречевого анализатора ребенка, а его ответные голосовые реакции, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор.

2) появление голосовых реакций;

В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию. С их помощью ребенок привлекает внимание взрослого.

Прежде всего дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми.

3) начало понимания речи, активного лепета (6-10 месяцев);

В этом возрасте ребенок понимает отдельные речевые конструкции: "поцелуй маму", "где папа?", " дай ручку" и т.п.

Отдельные исследователи выделяют в лепете ребенка гласных А ; Э и их сочетания с губными (ма,па) и переднеязычными (та) звуками. Для произнесения этих звуков ребенок уже располагает готовыми механизмами (реализация этих звуков требует работы мыщц, участвующих в акте сосания).

К 8 месяцам длина лепетных цепочек составляет 4-5 сегментов. (та-та-та-та-та).

К 9-10 месяцам появляются цепи с разными гласными: тя-тя-те

А к 11 месяцам меняются согласные: (ва-ля, дя-на, ба-на-па).

4) появление первых слов ( 10-12 месяцев). Чаще всего это слова из парных слогов: папа, баба, мама, ляля и т.п.

В это время ребенок уже понимает названия знакомых предметов и игрушек.

Если ваш ребенок этого не делает, это повод обратиться к врачу!

Необходимо, чтобы первичное нарушение в развитии ребенка было выявлено как можно раньше, а специальная помощь начиналась сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, вне зависимости от возраста ребенка.

Эта статья на пульсе