В этой статье мы поговорим о развитии речи на первом году жизни.
Нарушения речи ограничивают возможности социальной адаптации человека. Оставались ли вы когда-либо без голоса? Один лишь голос. Но насколько тяжелы становятся ваши обыденные действия. Поход в аптеку, или в магазин. Элементарная коммуникация с родными и близкими.
А ведь помимо голоса, у вас есть жесты, мимика, письменная речь.
Эти функции у вас уже сформированы, вы умеете ими пользоваться. Также вы понимаете обращенную речь, ориентируетесь в пространстве и времени.
Все эти функции - не врожденные. Для того, чтобы ребенок стал говорить, на определенном уровне развития должны находиться:
- речедвигательный анализатор;
- слухоречевой анализатор;
- органы артикуляции.
Анатомическое и функциональное созревание тесно взаимосвязанно и взаимозависимо.
При нормативном речевом общении детей с окружающими речевые связи образуются путем подражания.
Нарушеная речь может быть симптомом или синдромом какого-либо биологического дефекта (неправильного развития или повреждения органа, болезни, функционального нарушения) или следствием отрицательных влияний окружающей среды (об этом мы обязательно поговорим в следующей статье).
Формирование речи в первый год жизни ребенка
Первый год жизни - это доречевой период развития ребенка. Он является подготовительным в развитии детской речи и делится на четыре этапа:
1) развитие эмоционально выразительных реакций (0-3 месяца) (малыш вам улыбается, радуется, тянет к вам ручки);
Полноценное общение с ребенком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухоречевого анализатора ребенка, а его ответные голосовые реакции, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор.
2) появление голосовых реакций;
В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию. С их помощью ребенок привлекает внимание взрослого.
Прежде всего дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми.
3) начало понимания речи, активного лепета (6-10 месяцев);
В этом возрасте ребенок понимает отдельные речевые конструкции: "поцелуй маму", "где папа?", " дай ручку" и т.п.
Отдельные исследователи выделяют в лепете ребенка гласных А ; Э и их сочетания с губными (ма,па) и переднеязычными (та) звуками. Для произнесения этих звуков ребенок уже располагает готовыми механизмами (реализация этих звуков требует работы мыщц, участвующих в акте сосания).
К 8 месяцам длина лепетных цепочек составляет 4-5 сегментов. (та-та-та-та-та).
К 9-10 месяцам появляются цепи с разными гласными: тя-тя-те
А к 11 месяцам меняются согласные: (ва-ля, дя-на, ба-на-па).
4) появление первых слов ( 10-12 месяцев). Чаще всего это слова из парных слогов: папа, баба, мама, ляля и т.п.
В это время ребенок уже понимает названия знакомых предметов и игрушек.
Если ваш ребенок этого не делает, это повод обратиться к врачу!
Необходимо, чтобы первичное нарушение в развитии ребенка было выявлено как можно раньше, а специальная помощь начиналась сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, вне зависимости от возраста ребенка.
Эта статья на пульсе