Месхетия, или Самцхе. В узком смысле - это небольшая историческая область в верховьях Куры, к востоку от Аджарии по обе стороны границы вокруг грузинского Ахалцихе и турецкого Пософа. Вот только испокон веков, задолго до того, как в соседней Тао-Кларджетии возвысились объединившие Грузинское царство Багратионы, Месхетией правил самовольный дом Джакели.
Признав Багратионов сюзеренами, они продолжали держаться особняком, и лишь царица Тамара на рубеже 12-13 столетий сумела сбросить их с ахалцихского престола. Последний из той старой ветви князь Мемна Джакели погиб в 1226 году, защищая Тбилиси от войск хорезмского принца-мстителя Джалаладдина Мангуберти, перевернувшего всю Переднюю Азию на своей войне с Чингисханом, которую, конечно, проиграл. Сам Чингисхан до Закавказья так и не дошёл, но это сделали его потомки, и вот в 1268 году эристав Саргис Джакели пошёл на поклон к монгольскому ильхану.
Договорившись напрямую с сюзереном, Джакели не только вернули Месхетию с соседней армянской Джавахетией, но и завладели старой вотчиной Багратионов - огромной Тао-Кларджетией. Формально признавая себя частью Грузинского царства, Джакели стали его самым могущественным домом, так что цари почитали за честь, когда те брали в жёны их дочек. В 1334 году Георгий V пожаловал Кваркваре Джакели титул атабека, с которым связано историческое название их государства - Самцхе-Саатабаго, то есть Самцхетинское атабекство.
В годы своего расцвета охватывало оно Месхетию, Джавахетию, Горную Аджарию и все грузинские земли в нынешней Турции.
Которая пришла к атабекам в 1579 году: если прочие грузинские княжества и царства были лишь вассалами Османской империи, то Самцхе-Саатабаго напрямую вошло в её состав Чилдырской провинцией. Но и под пятой султана Джакели нашли способ сохранить свою власть - первыми из грузинской знати они подались в мусульмане.
В 1629 году они де-юре лишились монархии, но по факту ещё на 200 лет, вплоть до покорения Ахалцихе Россией, сохраняли власть в качестве санджакпашей - наследственных губернаторов. И, конечно, из кожи вон лезли, показывая Порте свою лояльность: если в Константинополе или Карсе христиане ограничивались поражением в правах, то в Самцхе-Джавахетии единственной совместимой с жизнью альтернативой исламизации стал переход в католичество: Папа Римский за свою дальнюю паству мог замолвить словечку султану, чтобы тот одёрнул рьяных пашей.
Иные грузины и армяне, напротив, принимали ислам просто для облегчения своей доли, а потомки их следом за верой предков теряли родной язык. В России тюркоязычные грузины были известны как турки-месхетинцы, ну а Турции они - просто турки.
Где-то на этих скалах висят Джакисцихе (давно разрушенный родовой замок Джакели) и Квели (Коли), или Тирокастрон - героическая крепость, не раз задерживавшая тюркские орды на Арсинаском хребте. Ну а мы спускались с хребта на "грузинскую" сторону, в глубокую долину реки Пософчай:
За которой висит сам Пософ (2,5 тыс. жителей), или Посхови - самый северный турецкий райцентр, так типично для Турецкой Грузии вписанный в серпантин:
На спуске встречают развалины крепость Мере, взятой турками в 1578 году и вскоре упразднённой в связи с перемещением границы:
На окраине Пософа наши с водителем грузовичка пути разошлись. И хотя ехали мы весело, останавливаясь в красивых местах и болтая сквозь языковой барьер, напоследок водитель мрачно, сквозь зубы, потребовал денег. Поискав по карманам последние лиры, лари и доллари, суммарно рублей так на 1000, я отдал ему 5 "зелёных".
И не подумайте, что мне жалко денег - чёрт знает, сколько без этого грузовичка мы бы простояли у Ханака. Но всё же когда водитель оговаривает цену сразу - приятнее.
До границы оставалось 11 километров, вот только много ли желающих ехать в оставшиеся до неё деревеньки? Покидая Карс, я тешил себя надеждой застопить фуру сразу до Тбилиси, а то и до Владикавказа - по словам знакомых автостопщиц, турецкие дальнойбойщики даже на просторах России подвозят охотно, как никто. Но оказалось по пути, что нет на этой трассе дальнобойбщиков...
В деревнях вокруг Пософа живёт немало грузин-мусульман - в отличие от турок-месхетинцев, они сохранили язык, хотя и утратили веру. На последних километрах до границы снова начинают попадаться деревянные дома, которых я не видел от самого Тао. Практичность прошлого водителя же компенсировало бескорыстие следующего - человек ехал до одной из деревень на полпути, но не поленился бесплатно подбросить нас 5 километров до границы.
Ещё немного по территории Грузии - и впереди показался Ахалцихе с его отреставрированный при Саакашвили крепостью Рабат. Именно там была резиденция Джакели большую часть их истории: в Средние века Ахалцихе был столицей Самцхе-Саатабаго. Но вместе с границей мы миновали и следующий горизонт русской экспансии: Ахалцих был взят русской армией в 1828 году, и в отличие от Карса и Эрзурума, туркам уже не вернулся ни сразу после той войны, ни в Первую Мировую.
В 19 веке веке Ахалцих стал уездный городом Тифлисской губернии, а в наши дни это центр региона Самхце-Джавахетия, через который, вместе с соседним городком Ахалкалаки, лежит кратчайший путь из Армении в Турцию. В Ахалкалаки живут почти что исключительно армяне, в Ахалцихе их около половины жителей, но и там, и там они почти все католики.