Найти тему
Moustank

1500 км на бронемашинах: записки участника экспедиции — день шестой

Оглавление

Каково это — путешествовать по современной России на армейской технике? Рассказываю на собственном опыте.

Предыдущие cтраницы дневника:

День 6. Прохоровка – Орёл (310 км)

Путь домой, как известно, короче, но только не в том случае, если приходится возвращаться на исторической технике. Утро началось хлопотно: с погрузки на эвакуатор звуковой станции БРДМ-2 ЗС, сцепки «Катюши» с предоставленным Росгвардией тягачом, ожиданием перевозчика для неисправного БРДМ-2.

Грустно, конечно, смотреть на раненых в сражении с дальней дорогой ветеранов. И вдвойне обидно, что потерь прибавилось. После ночёвки неохотно завелся санитарный ГАЗ-63 АС-1 (к слову, 1963 года выпуска). Было подозрение на карбюратор, однако на половине маршрута отказали два цилиндра. Пришлось БТР-80 взять медиков на буксир. Но приятно видеть, как на неизбежные в таком сложном пробеге проблемы реагируют участники. Несмотря на досаду, руки никто не опустил. Поэтому верю: совсем скоро эти машины снова встанут в строй.

-3

А теперь позитивные новости, ведь пора, наконец, подробно рассказать об очень интересной машине под названием «Астейс-7020-01», которая вчера удивила публику лихим выступлением в Прохоровке. Не раз мелькал бронеавтомобиль и по телевизору — во время трансляций главного парада страны на Красной площади.

И да, мне повезло прокатиться на технике, удостоенной чести пройти вдоль стен Кремля на День Победы.
-4

Доводилось слышать мнение, будто «Астейс» — часть нового семейства «Тайфун». В плане назначения — да, полноприводный двухосный вездеход предназначен для патрулирования, разведки, сопровождения колонн, перевозки и защиты личного состава в условиях современных боевых действий, где велика вероятность минирования даже тыловых дорог и внезапной атаки с применением тяжёлого стрелкового оружия. Иными словами, в местности, насыщенной террористами (характерный пример — нынешняя Сирия). Но принципиальное отличие проекта «Патруль» — в использовании отечественных агрегатов, что упрощает ремонт, обслуживание и удешевляет машину.

-5

Судя по всему, силовым структурам такой подход пришёлся по нраву. В 2014 году фирма «Астейс» из Набережных Челнов представила первый прототип, а уже в 2017-м Росгвардия заключила контракт на поставку серии бронеавтомобилей. Причём, со слов военнослужащих ОДОН, которые чуть ли не с самого начала используют эти машины, модернизация «Патрулей» не прекращается — производитель следит за замечаниями и вносит доработки в конструкцию.

-6

Сейчас «Астейс» представляет собой камазовское шасси с камазовским же турбодизелем V8 и механической коробкой передач с делителем, на которое устанавливают полностью оригинальный бронекорпус капотной компоновки. Особое внимание уделено стойкости к подрыву — днище имеет V-образную форму, рассекающую ударную волну.

«Патруль» выдерживает детонацию 2 кг тротила, способен устоять под обстрелом из 7,62-мм винтовки СВД или автомата Калашникова небронебойной пулей (5-й класс баллистической защиты по российским стандартам).
-7

Это теория, а практика состоит в том, что пока мне не доводилось видеть более удобного транспортёра пехоты из числа российских разработок. Попасть в «Патруль», равно как и десантироваться из машины, можно быстро и с любой стороны: пара дверей сзади, по две с каждого борта, проемы довольно высокие и широкие, чтобы не мешкая выскочить в полной экипировке. Смущает только высота пола — аж три ступеньки. Но это плата за противоминную защиту и высокую проходимость.

-8

В отличие от, например, «Тайфуна-К», где десант сидит лицом друг к другу, «Астейс» развернул стрелков лицом к бортам и обеспечил каждого бойницей. Есть они и в корме, и только у водителя с командиром нет возможности вести огонь изнутри машины. Но для этого в крыше вырезали люк и установили крепление для пулемёта, прикрытое со всех сторон броневыми панелями.

В десантном отсеке шесть удобных кресел, закреплённых на антитравматическом каркасе. Можно, наверное, запихнуть и больше — размеры капсулы позволяют, но, на мой взгляд, нынешняя конфигурация оптимальна — бойцам просторно, они не мешают друг другу. Для пущего комфорта на борту аж два автономных отопителя и кондиционер, пол застелен мягким нескользящим резиновым покрытием, стены и потолок отделаны противоосколочным подбоем. От распахивания взрывной волной двери удерживают специальные засовы. В общем, всё сделано по уму.

Спереди тоже, мягко говоря, неплохо. Руль регулируется, боковые зеркала с электроприводом, есть подогрев бронестекол и даже круиз-контроль. Оба кресла — на пневмоподвеске: самая лютая тряска не заставит позвоночник осыпаться в штаны. Вчера лично в этом убедился, когда мы носились по полигону в Прохоровке. Правда, на прыжке в бассейн меня так раскачало, что головой приложился чётко в регулировочный болт запорного механизма люка, хотя и был пристёгнут. Сам виноват — не отрегулировал подушку должным образом.

На ходу российская порода, разумеется, ощущается: подвывает трансмиссия, постукивает по крыше крепление для пулемётной коробки с патронной лентой, туговато переключаются передачи. Но сил у машины хоть отбавляй. Разумеется, экипаж опытных прапорщиков Росгвардии Василия и Амира из парадного расчёта отменно знает своё дело и умеет обращаться с машиной как надо, однако всё равно впечатляет, что «Патруль» с 10-тонной «Катюшей» на буксире мчит так, словно груза за спиной нет вовсе.

-11

Но то была только присказка к настоящей демонстрации. Машинам Росгвардии предписано заправляться в строго отведённых местах по службе ГСМ согласно маршрутному листу. Так что однажды нам пришлось на время отделиться от основной колонны. И мужики втопили по-серьёзному. Возможно, движение со скоростью под 100 км/ч обычному водителю покажется скукой, вот только для броневика это более чем внушительная цифра. На финиш дневного отрезка в три сотни километров мы прибыли, несмотря на бюрократические задержки с оформлением документов, с заметным опережением графика.

-12

А скорость, маневренность, проходимость, удобство экипажа при высоком уровне защиты — именно те качества, которые требуются от такой техники современного уровня. И лично у меня теперь нет вопросов, почему Росгвардия закупила именно «Патрули».

-13

В заключение раскрою один секрет — как экипажи парадных бронеавтомобилей умудряются чётко держать строй в движении. На переднее и боковое правое стёкла обычным маркером нанесены метки, по которым водитель равняется на соседние машины. Простое и эффективное решение.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ:

1500 км на бронемашинах: записки участника экспедиции — день восьмой