Найти тему
Твой психолог

Почему ребенок Вас не слышит

источник: firestock.ru
источник: firestock.ru

Часто можно услышать, как родители жалуются, что их дети их не слышат, что им всё нужно повторять по сто раз. Так почему до детей так сложно порой достучаться? Рассмотрим причины.

  1. Отсутствие зрительного контакта. Для детей очень важно наличие зрительного контакта. Только так можно овладеть их вниманием. Поэтому, если ребёнок чем-то занят, а Вы пытаетесь ему что-то донести, он действительно Вас не слышит. Прежде чем ругать, установите зрительный контакт. Подойдите к нему, слегка обнимите, и когда он посмотрит Вам в глаза, тогда и повторите свою просьбу.
  2. Одна просьба - много действий. Ребёнку сложно удержать внимание на задании, которое содержит целую цепь действий, он обязательно что-нибудь упустит. Например, если утром Вы говорите ребёнку заправить кровать, одеться, умыться, почистить зубы и идти завтракать, нельзя ожидать, что он всё это выполнит и ничего не упустит. Озвучивать нужно всё последовательно после каждого выполненного действия: оделся - напомните заправить кровать, заправил кровать - напомните почистить зубы, почистил зубы - скажите садиться за стол и т.д.
  3. Нет краткого ясного требования. Например, ребёнок в очередной раз делают то, что Вы ему запрещаете делать, чтобы он себе не навредил. У Вас всё накипело, Вы срываетесь, кричите на ребёнка, в сотый раз напоминаете ему, что он так уже делал и ничего хорошего из этого не вышло. Для ребёнка это набор слов. Спокойно скажите ему: "не делай так, потому что…". И только когда убедитесь, что ребёнок Вас услышал, можете напомнить ему о прошлом негативном опыте и обсудить это.
  4. Неочевидные вопросы. Задавали ли Вы хоть раз вопросы ребёнку такие, как "Тебе нравится находиться в бардаке?", "Тебе нравится ходить в грязной одежде?". Взрослому понятно, что за такими вопросами стоит призыв исправить ситуацию: убрать комнату, переодеться в чистую одежду. Но ребёнку это абсолютно непонятно, более того, на такой вопрос он может ответить, что ему и так нормально. Забудьте про такого рода вопросы и заявляйте прямо, что Вы от ребёнка хотите.
  5. Запреты с частицей Не. Когда Вам говорят не думать белой обезьяне, Вы сначала думаете о белой обезьяне, а потом уже пытаетесь переключиться. Также и у ребёнка, когда Вы говорите не лезть на деревья, то у ребёнка в воображении сначала появляется картина того, как он лезет на дерево, а потом он пытается себе это запретить. Но идея-то заманчива. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребёнок не лез на деревья, то предложите ему альтернативу.
  6. Требования без последующих запретов. Очень часто родители повторяют свои требования по сто раз, а результата так и не получают. Дело в том, что когда ребёнок постоянно слышит какие-то требования, которые он в итоге игнорирует и не получает никакого наказания, то он и не видит смысла в их выполнении. Поэтому следует попросить о чём-то ребёнка один раз, если он это не выполнит, то повторить и предупредить о возможном наказании, а в третий раз, если ребёнок не выполнит требование - наказать. Ребёнок должен понимать, что если родители о чём-то просят, то это не просто так.
  7. Крик. Крик на ребёнка может быть эффективен только тогда, когда ребёнок очень сильно чем-то увлечен и Вы не можете обратить на себя его внимание. Но если говорить о крике, как о методе воспитания и способе взаимодействия с ребёнком, то он неэффективен. И вот почему:
  • Во время Вашего крика ребёнок тупо может выполнить Ваши требования, но для чего он это делает, он так не поймёт.
  • Ребёнок может усвоить, что к родителям можно серьёзно относиться только тогда, когда они кричат.
  • Разговаривая с ребёнком на повышенных тонах, Вы показываете ему как нужно общаться с вами. Соответственно, рано или поздно ребёнок начнёт кричать на Вас.