Найти тему
История моды с Марьяной С.

Испанский чёрный

Главный цвет Испании эпохи Возрождения - это чёрный. Нет-нет, его носили и в других странах, но в Испании особенно много.

Со времён Колумба растительные красители стали важным источником дохода Испании. И если раньше добиться глубокого чёрного цвета было нелегко и стоило очень дорого, то теперь древесина камешевого дерева, которую везли и везли из Нового света, позволяла окрашивать ткани в насыщенный "цвет воронова крыла".

Слева - будущий Филипп II, мастерская Тициан, 1549-50. (с) Из коллекции Прадо. Справа - Филипп II, Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1568. (с) Из коллекции Музея истории искусств (Вена)
Слева - будущий Филипп II, мастерская Тициан, 1549-50. (с) Из коллекции Прадо. Справа - Филипп II, Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1568. (с) Из коллекции Музея истории искусств (Вена)

Испанские монархи очень полюбили чёрный. А Филипп II, который правил страной практически всю вторую половину XVI века, натура меланхоличная и очень глубоко верующая, старался подчеркнуть религиозную основу испанской монархии. И чёрный, "степенный, сдержанный и религиозный", годился для подобных целей как никакой другой. Ну а мощь Испании (и политическая, и экономическая) привели к тому, что испанские вкусы, в том числе и в одежде – стали доминировать в Европе.

Слева - портрет Елизаветы Валуа, третьей супруги Филиппа II, Хуан Пантоха де ла Крус, ок. 1605. (с) Из коллекции Прадо. Справа - портрет Анны Австрийской, четвёртой супруги Филиппа II, Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1571. (с) Из коллекции Музея истории искусств (Вена)
Слева - портрет Елизаветы Валуа, третьей супруги Филиппа II, Хуан Пантоха де ла Крус, ок. 1605. (с) Из коллекции Прадо. Справа - портрет Анны Австрийской, четвёртой супруги Филиппа II, Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1571. (с) Из коллекции Музея истории искусств (Вена)

Даже когда Филипп был принцем, только собиравшимся вступить в брак с Марией Тюдор, именно чёрных костюмов, в основном бархатных, было больше всего в гардеробе, который он счёл уместным взять с собой, отправляясь к иностранному двору.

Так продолжалось на протяжении всей жизни – и когда он отправился в Сарагосу выдавать замуж дочь, инфанту Каталину Микаэлу за герцога Савойского, то среди пёстрой толпы король выделялся чёрной одеждой. И на большей части своих портретов он запечатлён именно в чёрном. Причём речь могла идти как о роскошных тканях, например, чёрном бархате, ещё и в сочетании с серебряной парчой, так и совсем скромных. Настолько, что, как гласит одна легенда, однажды в часовне Эскориала он встретился с крестьянином, и тот, наивно приняв Филиппа за равного, принялся расспрашивать об украшающей стены росписи. И король, заметим, провёл крестьянину экскурсию.

А третья супруга Филиппа, Елизавета Валуа, желая оставить позади своё французское происхождение и продемонстрировать связь со своей новой родиной, часто одевалась в чёрное.

Слева - портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении, Хуан Пантоха де ла Крус, 1598-99. (с) Из коллекции Прадо. Справа - портрет инфанты Каталины Микаэлы, Алонсо Санчес Коэльо, 1584-85. (с) Из коллекции Прадо
Слева - портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении, Хуан Пантоха де ла Крус, 1598-99. (с) Из коллекции Прадо. Справа - портрет инфанты Каталины Микаэлы, Алонсо Санчес Коэльо, 1584-85. (с) Из коллекции Прадо

В 1599 Маргарита Австрийская прибыла в Испанию, чтобы стать женой наследника Филиппа. Конечно, собралась вся знать, в честь свадебных торжеств наряженная в самое лучшее, самое роскошное, и главным цветом оказался, что неудивительно, чёрный - или сам по себе, или в комбинации с другими цветами. Даже на свадьбе! Впрочем, строгость чёрного совершенно не мешала комбинировать его с яркими цветами, украшать драгоценностями, вышивкой и т.д. Более того, на чёрном фоне всё это, наоборот, очень красиво выделялось.

Слева - портрет Филиппа III, Диего Веласкес, 1527. (с) Из коллекции Прадо. Справа - конный портрет Маргариты Австрийской, Диего Веласкес, 1535. (с) Из коллекции Прадо.
Слева - портрет Филиппа III, Диего Веласкес, 1527. (с) Из коллекции Прадо. Справа - конный портрет Маргариты Австрийской, Диего Веласкес, 1535. (с) Из коллекции Прадо.

К началу XVII чёрный уже окончательно укрепил свои позиции в качестве “цвета, подходящего для живых и мёртвых", "самого честного цвета" и самого "почитаемого в Испании", как писали о нём современники. И отголоски этой любви к чёрному в испанской культуре чувствуются до сих пор.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!