Найти тему

МАЗ который стал МоАЗом или первый серийный советский самоходный скрепер

Недавно я рассказывал о первом советском самоходном скрепере Д-189 на базе карьерного самосвала МАЗ-525 (о нем можно прочитать ЗДЕСЬ). А что было после этой необычной машины?

В то время когда проходили испытания скрепера Д-189, шла работа над новой моделью самоходного скрепера, рассчитанного на эксплуатацию в паре с одноосным тягачом. Конструкторы ВНИИстройдормаш проектировали скреперную установку, а инженеры Специального конструкторского бюро № 1, организованного в составе Минского автозавода (с целью создания и производства многоосных полноприводных колесных тягачей, предназначенных для различных систем тяжелого вооружения), работали над одноосным тягачом. Первый опытный образец тягача, получившего обозначение МАЗ-529, появился в 1956 году. В этом же году Николаевским заводом «Дормашина» была изготовлена скреперная установка Д-357.

Опытный тягач МАЗ-529 со скреперной установкой Д-357
Опытный тягач МАЗ-529 со скреперной установкой Д-357

Тягач МАЗ-529 имел привод от двухтактного 6-цилиндрового дизеля ЯАЗ-206 мощностью 165 л.с. Крутящий момент посредством 5-ступенчатой механической коробки передач передавался на ведущий мост с односкатными колесами большого диаметра. Колеса были неповоротными, маневрирование происходило за счет «складывания» относительно узла сочленения (при помощи гидроцилиндров) передней и задней частей машины (тягача и скреперной установки). Жестко закрепленный мост тягача не добавлял комфорта при работе, считалось, что необходимая упругость обеспечивалась за счет шин большого объема. Максимальная транспортная скорость тягача в составе скрепера составляла 40 км/ч.

Полуприцепной одноосный скрепер Д-357 соединялся с тягачом шкворнем, обеспечивающим взаимный поворот тягача относительно полуприцепа: в горизонтальной плоскости на 90 градусов в обе стороны и на 20 градусов в каждую сторону относительно продольной оси движения. Скрепер был выполнен с принудительной разгрузкой грунта, гарантирующей безотказную работу на липких и влажных грунтах. Геометрическая емкость ковша оставляла 9 м3 (с «шапкой» – 11 м3). Управление рабочими органами скрепера осуществлялось гидроцилиндрами.

Первые результаты испытаний подтвердили правильность выбранного направления: самоходные скреперы помимо большей мобильности и маневренности показали в 2 раза большую производительность, в 3 раза меньшую металлоемкость и в 1,5-2 раза меньшую энергоемкость по сравнению с прицепными скреперами. Однако самоходные скреперы нуждались в дополнительном толкаче при наборе грунта. При этом один толкач может обслуживать одновременно несколько самоходных скреперов.

На пути к серийному производству в процессе испытаний тягач и скрепер постоянно подвергались доработке, это отражалось в индексах тягача и скрепера.

В 1958 году скрепер Д-357Г был показан на Всемирной выставке в Брюсселе, где был удостоен почетного диплома.

Первый серийный отечественный скрепер Д-357Г с одноосным тягачом МАЗ-529В демонстрируется на ВДНХ СССР (1960 г.)
Первый серийный отечественный скрепер Д-357Г с одноосным тягачом МАЗ-529В демонстрируется на ВДНХ СССР (1960 г.)

Освоение серийного выпуска скреперов Д-357Г началось в 1959 году, однако неслаженность в работе смежных отраслей промышленности задерживала массовое производство столь необходимых для страны машин. В 1958 году производство тягачей МАЗ-529 переводится с Минского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности на Могилевский завод подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения. Однако могилевский завод не мог одномоментно начать массово выпускать тягачи.

В том же 1958 году Мозырский завод мелиоративных машин (именовавшийся прежде ремонтно-экскаваторным) переходит в ведение Министерства строительного и дорожного машиностроения. Он должен был обеспечивать могилевский завод скреперными установками. Со временем могилевский завод сам стал изготовлять и тягачи и скреперы, а мозырский завод поставлял ему только скреперные рамы.

В серию пошел скрепер Д-357Г с модернизированным тягачом МАЗ-529В, получившим более мощный 180-сильный двигатель ЯАЗ-206А. В ходе дальнейшей модернизации, в 1961 году, тягачу присвоили индекс МАЗ-529Е.

С 1965 года начался выпуск модернизированного скрепера Д-357М (более поздний отраслевой индекс, согласно классификации Минстройдормаша, – ДЗ-11). В этой модели были учтены многочисленные замечания, полученные от эксплуатирующих организаций, касающиеся гидравлики, прочности металлоконструкций и т.д. Улучшения коснулись как скреперной установки, так и самого тягача.

Модернизированный скрепер Д-357М (ДЗ-11) с тягачом МАЗ-529Е
Модернизированный скрепер Д-357М (ДЗ-11) с тягачом МАЗ-529Е

Несмотря на трудности производственного характера – Могилевскому заводу подъемно-транспортного оборудования пришлось не только осваивать совершено новую для себя продукцию, но и одновременно дооснащать и переоборудовать производство, – выпуск скреперов семейства Д-357 на базе тягача МАЗ-529 неуклонно рос. В 1961 году была изготовлена 171 машина, в 1962-м – 270, в 1963-м – 645, в 1964-м – 715, в 1965-м – 860, в 1972-м – более 1600. Последняя из этого семейства модель Д-357М-МАЗ-529Е была растиражирована в 10354 экземплярах. В 1973 году на смену скреперу Д-357М пришла очередная модель (о которой я расскажу позже).

Скреперы семейства Д-357 успешно использовались не только в народном хозяйстве СССР, они также экспортировались в страны Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Скрепер Д-357М (ДЗ-11) с тягачом МАЗ-529Е, оснащенный кабиной открытого типа для районов с жарким климатом
Скрепер Д-357М (ДЗ-11) с тягачом МАЗ-529Е, оснащенный кабиной открытого типа для районов с жарким климатом

Стоит отметить, что самоходные скреперы не вытеснили из производства прицепные скреперы, выпускавшиеся другими заводами. Даже к тому моменту, когда могилевский завод в начале 70-х годов вышел на уровень производства более 1500 самоходных скреперов в год, их доля не превышала 15% от выпуска прицепных скреперов.

Автор статьи выражает признательность за информационную поддержку Э.Г. Ронинсону, ВНИИстройдормаш; А.Б. Бабакову, ЧСДМ; С.Н. Семко, МоАЗ; сотрудникам ГПНТБ России.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой Дзен-канал и порекомендуйте его друзьям.

  • У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.
  • Также есть одноименный канал в ВК.

#ссср #техника #машина #строительство #авто #маз #моаз #скрепер #тягач #история