Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Необходимо ли включать главного бухгалтера организации в состав комиссии по инвентаризации отходов производства и потребления?

Необходимо ли включать главного бухгалтера организации в состав комиссии по инвентаризации отходов производства и потребления?

Отвечает юрист Центра Судьбина Виктория:

В соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 г.) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в т. ч. проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» абзац седьмой пункта 2 статьи 11 изложен в следующей редакции:

«проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;».

Таким образом, в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами с 1 января 2016 г. не обязаны проводить инвентаризацию отходов.

В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно п. 3 указанной статьи Федерального закона программа производственного экологического контроля содержит сведения, в т. ч. об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

Согласно п. 2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (утв. Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74, утратил силу с 1 сентября 2022 г.) (далее – Требования № 74) программа производственного экологического контроля должна содержать в числе разделов, в т.ч. сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

В соответствии с п. 6 указанного нормативного правового акта раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» должен содержать, в т.ч сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.

Необходимо отметить, что с 1 сентября 2022 г. Приказ Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74, утверждающий Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утратил силу.

При этом с 1 сентября 2022 г. вступили в силу Требования к содержанию программы производственного экологического контроля (утв. Приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109) (далее – Требования № 109).

В соответствии с п. 2 Требований № 109 программа должна содержать следующие разделы, в т.ч. сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

Согласно п. 6 Требований № 109 раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» должен содержать, в т.ч. сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.

На основании изложенного, инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, в рамках осуществления производственного экологического контроля.

Необходимо отметить, что порядок проведения инвентаризация отходов производства и потребления действующим законодательством не установлен.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Согласно п. 7 Порядка учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1028) (далее – Порядок) при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:

- выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;

- выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;

- проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.

При этом по результатам учета отходов формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который включает в себя:

- наименование вида отхода;

- код по ФККО;

- класс опасности вида отхода;

- происхождение и условия образования вида отхода;

- агрегатное состояние и физическую форму вида отхода;

- химический и (или) компонентный состав вида отхода.

Рекомендуемый образец состава образующихся видов отходов, подлежащих учету, приведен в приложении № 1 к Порядку.

На основании изложенного по результатам учета отходов формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который включает в себя:

- наименование вида отхода;

- код по ФККО;

- класс опасности вида отхода;

- происхождение и условия образования вида отхода;

- агрегатное состояние и физическую форму вида отхода;

- химический и (или) компонентный состав вида отхода.

При этом состав образующихся видов отходов, подлежащих учету оформляется по образцу, приведенному в приложении № 1 к Порядку.

На основании комплексного анализа вышеуказанных положений нормативных правовых актов, можно сделать вывод о том, что для целей проведения инвентаризации отходов производства и потребления возможно использование сведений о составе образующихся отходов, сформированных по результатам учёта отходов в соответствии Порядком.

Необходимо отметить, при проведении инвентаризации отходов производства и потребления требование о наличии инвентаризационной комиссии, в т.ч. к составу данной комиссии, положениями действующего законодательства не установлено.