В этой статье я хочу обсудить интересный вопрос: можно ли называть психолога современным шаманом? И теперь я поступлю очень некрасиво и отвечу заранее: можно, но только если это практикующий психолог.
Есть ещё одна беда. Когда мы слышим сравнение психолога с шаманом, мы уже не хотим ничего адекватного услышать, ведь шаманы якобы общаются с духами, поэтому как можно всерьёз в таком случае воспринимать профессию психолога? Справедливо. Поспорить тут сложно, но и нет в этом необходимости, поскольку сам аргумент сформулирован несправедливо.
- Шаман не общается с духами! Шаман — это тот, кто работает с духом (в том смысле, в каком его используют в поговорке «в здоровом теле здоровый дух») и с телом, и с душой, и с природными силами. И, что самое интересное, от древней профессии шамана в современность перекочевал не только психолог, но и врач (работа с телом), юрист (ведь шаманы вели с высшими силами переговоры, заключали с богами и духами договор на помощь, предлагая взамен дары племени) и, разумеется, священник (чья работа заключает в себя разные духовные практики).
А работа с душой — это как раз то, чем занимается современный психолог. Просто в современности слово душа было заменено на научный термин — психика (что в переводе с древнегреческого все равно означает «душевный»). Проще говоря, мы психикой называем душу.
Работа шамана, как и психолога, заключается в том, чтобы показать человеку верный путь решения проблемы. Заметьте, шаман никогда не делает работу за человека, который к нему обратится. Шаман может ввести человека в изменённое состояние сознания с помощью медитации, пения, танцев, музыки, запахов и др., но он в этом смысле только проводник в духовный мир. Разве это не походит на психологические приёмчики?
Безусловно, психология — это наука, а шаманизм — древнее искусство, но задача у шамана и практикующего психолога стоит одна и та же — указать на ресурс, натолкнуть на верную мысль. Отличаются ли эти профессии методами? И да, и нет. Где-то методы перекликаются, как, например, с медитацией, вхождением в транс, трансперсональным опытом, а где-то шаман может обратиться к метафорам, которых себе не позволит психолог-консультант.
Например, психолог не будет обострять и вряд ли произнесёт: «Духи сказали, что не стоит вкладывать деньги в Газпром», — а вот шаман может себе позволить. Наверное, главное отличие его от ученого в том, что шаманы и сами часто входят в изменённые состояния сознания, чтобы дать ответ. И, знаете, на мой взгляд (а я рассуждаю как психолог в первую очередь) это даже честнее, чем то, что иногда предлагает психотерапевт и даже психиатр.
«Выпей таблеточки». «Нет-нет, сначала вы, доктор». И доктор смотрит на Вас глазами, полными непонимания. А вот шаман — пожалуйста. Он первый войдёт в особое состояние, и Вы не будете чувствовать себя подопытным или больным, по крайней мере ничуть не хуже самого шамана.
Шаманы ближе к природе, поэтому их методы оказывают более прямое воздействие, чем то, что может выдать психолог. Нам не всегда стоит осознавать, что в детстве нас сильно обидели родители, или что в личной жизни проблемы, потому что в младшей школе кто-то нанёс серьезную психологическую травму. Шаман подобного никогда не скажет, потому как его интересует, что происходит на духовном уровне, какой энергетики не хватает. Он может поинтересоваться событием прошлого, но чтобы в итоге сказать: «Это плохая примета. Темные мысли в себе таит этот опыт. Нужно провести ритуал очищения». И снова танцы с бубном, пение, которое завораживает, музыка, усиливающая погружение в природу. Я только пишу об этом, но уже пробирает до мурашек. После такой процедуры действительно чувствуешь себя новым человеком, а с плеч как будто свалились гири по 32 килограмма. Появляется такая легкость, какая не всегда появляется после катарсиса на привычной консультации с психологом.
Друзья, не стоит недооценивать эмоции в качестве сильного терапевтического препарата. Эмоции — это то, что появляется у нас задолго до развития речи. И когда шаман во время ритуала просит выкричать всю свою боль, это, простите за драматизм, очень и очень сильно, настолько, что может пробить на истерику со слезами и хохотом. А после всего наступит гармония, тишина и спокойствие. И вот эта незабываемая легкость позволит по-новому взглянуть на старые проблемы — а что это, если не ресурс?
Или, к примеру, работа со своим тотемным животным помогает лучше понять свои сильные и слабые стороны, понять, какой у Вас стиль жизни. Кстати, мое тотемное животное — волк. Мы его нашли однажды в работе с шаманом. Оказалось, что одиночество придаёт мне силы, но в то же время у меня есть потенциал повести за собой стаю. Так я раскрыл в себе лидерские качества, понял, что я могу быть опорой для других людей и работать усерднее для помощи сородичам, ведь преданность — это тоже черта волка.
Пока что я ещё не пришёл к желанию освоить культурно-религиозный формат, поэтому повышаю квалификацию психолога, но вместе с этим не вижу ничего плохого в том, что мои клиенты и коллеги уходят в тему шаманизма, ведь это древнее искусство до сих пор спасает многих людей от фатальных ошибок и серьезных негативных переживаний.
© Иван Чернецкий, специально для Издательства MAK.arcanes