Найти тему
PriArT

Японизм: Западная лихорадка японского искусства и культуры

Оглавление

Клод Моне, "Японская опера (мадам Моне в кимоно)", 1876, Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США.
Клод Моне, "Японская опера (мадам Моне в кимоно)", 1876, Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США.

Эстетика казалась глотком свежего воздуха. Они любили плоскостность, яркие цвета, изображение природы и стилизацию. В середине 19-20 веков западное искусство стало свидетелем рождения японизма. Этот термин был введен Филиппом Берти в 1872 году и относится к увлечению японской культурой в Европе. В то время, когда художники начали отказываться от традиционного художественного творчества они начали попробовать новые техники, композиции и темы. Давайте совершим путешествие по истории искусства и посмотрим, как японское искусство повлияло на западное искусство.

Джеймс Тиссо, "Молодые женщины, рассматривающие японские предметы", 1869, частная коллекция.
Джеймс Тиссо, "Молодые женщины, рассматривающие японские предметы", 1869, частная коллекция.

Реставрация Мэйдзи

1867 год стал началом новой эры для Японии. В период Токугава или Эдо (1603-1867) их власти опасались любого иностранного влияния. Поэтому они изолировали себя. Однако стабильность начала рушиться, и давление Запада на открытие торговли, особенно со стороны Соединенных Штатов, усилилось. Кроме того, экономика самураев ослабла, и они организовали переворот. В результате император восстановил свою власть и изменил способ управления страной. Следовательно, опасения бывшего режима оправдались, и страна подверглась вестернизации. Однако Запад также не остался невосприимчивым к японскому влиянию.

В 1854 году японские порты вновь открылись для западных судов. В результате объекты и произведения искусства путешествовали по Европе, очаровывая всех. Например, мода придумала платье “пагода”, вдохновленное архитектурной формой некоторых азиатских культур. Кроме того, дизайн интерьера привнес японские элементы в дома людей. И кто может забыть знаменитую "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини, премьера которой состоялась в 1904 году в Ла Скала? Опера была основана на литературных произведениях. Источниками послужили роман Пьера Лоти "Мадам Хризантема" и рассказ Джона Лютера Лонга "Мадам Баттерфляй".

Слева направо: платье-пагода. ; Габриэль Виардо, Витрина, около 1895 года, Музей стекла Корнинга, Нью-Йорк, , США; Леопольдо Метликовиц, постер "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини, 1904 год, Библиотека и архив Театрального музея Ла Скала, Милан, Италия.
Слева направо: платье-пагода. ; Габриэль Виардо, Витрина, около 1895 года, Музей стекла Корнинга, Нью-Йорк, , США; Леопольдо Метликовиц, постер "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини, 1904 год, Библиотека и архив Театрального музея Ла Скала, Милан, Италия.

Некоторые объекты появлялись на крупных выставках, таких как Всемирная выставка в Париже и Вене. Японское искусство и культура оказали влияние как на импрессионизм, так и на постимрессионизм и не только.

Слева: Японская керамика в Японском павильоне, 1889 год, Париж, Франция. Марк Мейсон; Справа: Павильон Японии, 1900 год, Париж, Франция.
Слева: Японская керамика в Японском павильоне, 1889 год, Париж, Франция. Марк Мейсон; Справа: Павильон Японии, 1900 год, Париж, Франция.

Когда импрессионисты познакомились с гравюрами Укие-э

Одним из самых влиятельных стилей был укие-э, что означает "образы из парящего мира". Это была традиционная форма гравюры на дереве периода Эдо. На ней изображены гедонистические сцены из жизни городского общества. Например, среди различных тем - гейши, актеры кабуки и романтические пейзажи.

Кацусика Хокусай, "Южный ветер", "Чистое небо", тридцать три вида на гору Фудзи, около 1830 года, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Кацусика Хокусай, "Южный ветер", "Чистое небо", тридцать три вида на гору Фудзи, около 1830 года, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Клод Моне был одним из импрессионистов, наиболее явно вдохновленных японским искусством. По-видимому, он впервые увидел гравюры укие-э в качестве оберточной бумаги в Голландии. Его знаменитый сад отражает его любовь к этой культуре. Кроме того, он собрал десятки гравюр, которые и по сей день украшают его дом в Живерни, Франция.

Слева: Клод Моне, "Японская ночь" (мадам Моне в кимоно), 1876, Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США; Справа: Клод Моне, "Водяные лилии и японский мост", 1899, Художественный музей Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси, США.
Слева: Клод Моне, "Японская ночь" (мадам Моне в кимоно), 1876, Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США; Справа: Клод Моне, "Водяные лилии и японский мост", 1899, Художественный музей Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси, США.

Рисуй, как японец

Мэри Кассат и Эдгард Дега также представляли японизм. Вместо того, чтобы изображать японские сюжеты, оба друга использовали японские методы в своих работах. Впоследствии Кассат отошел от трехмерности и вместо этого использовал плоские цвета для изображения сцен из жизни женщин.

Слева: Китагава Утамаро, "Полночь: мать и сонное дитя", 1790, Музей Метрополитен, Нью-Йорк,  США; Справа: Мэри Кассат, "Материнская ласка", 1890-1891, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Слева: Китагава Утамаро, "Полночь: мать и сонное дитя", 1790, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США; Справа: Мэри Кассат, "Материнская ласка", 1890-1891, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Между тем, Дега раскрыл свой японизм через своих знаменитых танцовщиц. В Японии существовал страх полноты, который контрастировал с западным страхом пустоты в искусстве. Поэтому мы можем видеть большие пространства, в которых нет ничего, кроме плоских цветов. Кроме того, он включил асимметрию в свои композиции. Просто взгляните на картину ниже. В академической традиции танцоров разместили бы в центре холста, перспектива была бы идеальной, и мы не видели бы этих плоских цветов.

Эдгар Дега, "Танцоры, практикующие у станка", 1877 год, Музей Метрополитен,Нью-Йорк, США.
Эдгар Дега, "Танцоры, практикующие у станка", 1877 год, Музей Метрополитен,Нью-Йорк, США.

Постимпрессионизм и японизм

Без сомнения, одним из художников-постимпрессионистов, наиболее представительным представителем японского искусства, был Винсент ван Гог. На самом деле, он не переставал говорить об этом в своих письмах к своему брату Тео: "Все мои работы немного основаны на японском искусстве, (...) Японское искусство в упадке у себя на родине и уходит корнями во французских художников-импрессионистов".

Действительно, мы видим это влияние в его картинах. Например, на этом портрете ниже Джулиана-Франсуа Танги (1825-1894). Танги владел магазином предметов искусства в Париже и помогал многим художникам, показывая их работы, в том числе Ван Гога. Кроме того, именно в этом городе Ван Гог познакомился с японским искусством, а также с импрессионизмом. Фон на этом портрете состоит из японских гравюр.

Винсент ван Гог  "Портрет Джулиана-Франсуа Танги" , 1887, Париж, Франция.
Винсент ван Гог "Портрет Джулиана-Франсуа Танги" , 1887, Париж, Франция.

Ван Гог был большим поклонником Хокусая и Хиросигэ. Иногда он даже делал копии японских произведений искусства.

Слева: Утагава Хиросигэ, "Резиденция со сливовыми деревьями в Камейдо", 1857, Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды; Справа: Винсент ван Гог, "Цветущее сливовое дерево (после Хиросигэ)", 1887, Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.
Слева: Утагава Хиросигэ, "Резиденция со сливовыми деревьями в Камейдо", 1857, Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды; Справа: Винсент ван Гог, "Цветущее сливовое дерево (после Хиросигэ)", 1887, Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.

Друг Ван Гога Анри Тулуз-Лотрек был еще одним последователем японизма. Позже его знаменитые плакаты были созданы с использованием японской техники, силуэтов, плоских цветов, диагональных композиций и обрезанных изображений.

-11

Модерн и японизм

Неудивительно, что модерн и японизм шли рука об руку. Зигфрид Бинг, владелец художественной галереи был важным популяризатором японского искусства. Он выставлял не только картины, но и предметы быта, заимствованные из японской эстетики.

Пьер Боннар, "Набережная нянь, Фриз из экипажей", 1899, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Пьер Боннар, "Набережная нянь, Фриз из экипажей", 1899, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Венский сецессион и японское искусство

Для художников Венского сецессиона японское мастерство контрастировало с западной индустриализацией. Они хотели вернуться к тем временам, когда все делалось с заботой и самоотверженностью, а не к современному массовому производству. Для этого природа является лучшим примером. Кроме того, их привлекли удлиненные формы, вертикальность композиций, плоскостность и абстрактность японских работ.

Густав Климт "Поцелуй" 1907-19085, Вена, Австрия.
Густав Климт "Поцелуй" 1907-19085, Вена, Австрия.

Никто не был более помешан на японском искусстве, чем Густав Климт. Он не только применял эти элементы в своих работах, но даже одевался в нечто вроде кимоно и коллекционировал гравюры. Конечно, его картины действительно кажутся парящими мирами.

"Японское искусство важно как учитель. Из этого мы еще раз учимся ясно чувствовать, как далеко мы отклонились от истинных замыслов природы из-за постоянного подражания фиксированным моделям; мы узнаем, как необходимо черпать вдохновение из первоисточника; как человеческий дух способен впитывать богатство великолепной, наивной красоты из органических форм искусства. Природа вместо педантичной, дряхлой жесткости формы".