Найти тему
Юрий Колантаев

Интересный случай

Интересный случай. Юрий Колантаев.

Вот нашел летную книжку, посмотрел. 21.07. 1992 г. ОГМШАП Балтийского флота. Калининград, аэродром Чкаловск (позывной Припять). Су-17М3. В этот день полк не летает. Летают только две пары: Игорь Гайдаш–Сергей Хайлов, И - мы Сергей Берденников и Я.

Первый вылет на поддержку высадки морпехов на полигон Хмелевка. Вылет по времени минута в минуту. Прибегаем, верней подходим к самолетам, время то знаем, до высотки (домик, где одеваются летчики) метров 200, время до взлёта в обрез. Садимся в кабины. И вот тут оказывается.

Предисловие.

Наши самолеты имели разные штекеры подключения рации, разные модификации, не знаю, кто это придумал, но это так. На одних самолётах штекер нормально подходил к ЗШ, на других требовался переходник, который нам всем и выдали. Но его где-то надо хранить. Я его сразу соединял с основным. Если не нужен… в карман.

Ту так вот. Садимся в кабины. Мой ведущий Зам. Ком. полка по летной подготовке Сергей Бедренников, (замечательный летчик и человек). И вот оказывается, что он забыл переходник к этой самой рации. Спросили у техников – нет. Бежать в высотку? нет времени. Сергей говорит: Юра мы с тобой достаточно слетаны, сможешь без связи слетать? Куда деваться, сделаем. Я отдал ему свой переходник. Взлетали звеном, мы вторые. Атаки на Хмелевку, «вжики» над пехотой, несколько заходов. Там близко. Так и сели. Парой. Скажу сразу. Летать в «глухую» не самые лучшие впечатления. Подумалось, как Наши в ВОВ летали. Но об этом случае никто и не заметил.

До этого момента об этом знали только мы двое, Сергей и я. Это вот сейчас, по истечении 30 лет я раскрываю эту тайну.

Но дальше, было больше. Через час мы опять вылетаем, уже парой с Сергеем на показуху.

Что это значит. К нам, на Балтийский флот приехал министр обороны ФРГ (только что объединившейся). Они вышли в открытое море на нашем эсминце, так км. за 100. И мы должны были показать им силу нашей морской авиации. Взлетели по времени. Вышли в район. Нашли цель. Начинаем пикирование с 1500… вжик над кораблем.

Хорошо. Второй заход. Что-то хлопнуло в районе двигателя. Пропустил, не обратил внимания. Вернее обратил (потому что запомнил). Но был увлечен пилотированием. На выводе (да перегрузка не более 4-х). Что-то случилось.

Отрицательная перегрузка, пыль в глаза. В мозгу вспоминаю…что может быть? Срывной подхват, скоростной?? Не подходит. Вроде все успокоилось…Вижу от ведущего отстал. Обороты.. Что-то звук не тот.. Ладно. Где ведущий? Нашел. И корабль вижу. Ручку от себя, а она не идёт - ни на себя, ни от себя. По крену нормально. Высота (слава богу) 1200 и вертикальная +2. Доложил на КП. Иду на точку. Сергей услышал, встал рядом. Подошёл вплотную, осмотрел с обеих сторон. Доложил, что внешне никаких повреждений. Вышел на аэродром, встал в круг. Причем в обратный. Руководил ком полка Власов Алексей Леонидович (Замечательный летчик и Замечательный человек). Пока я кружил над точкой, почувствовал то педали стали «резиновыми». Но надо бы что-то делать. И А.Л. Власов говорит: попробуй выпусти шасси. Я примерно чуть дальше траверса и высота уже 1700. Снижаю скорость, выпускаю шасси, добавляю обороты. Появляется сильная вибрация в районе двигателя, загорается табло «сбрось обороты». Убираю шасси, докладываю. И, боже мой, ручка оживает, а я примерно в районе 3-го разворота (правда высоковато). Прошу разрешения на посадку. Захожу на глиссаду. Шасси выпустил над Ближним, чтоб не добавлять обороты (кто знает, что там с двигателем?) Заруливаю на стоянку, бежит Комэск 2 Гайдаш. Машет руками. Выключай. Выключил двигатель не зарулив на стоянку. Инженер полка потом бурчал – Мог бы крыло переставить на 63. Да … тогда бы мне его проблемы. Уже приехал инспектор ВВС БФ. Вылез. Доложил.

В результате расследования было установлено. После ремонта на заводе на Су-17М3 был установлен двигатель от Су-24. И все бы хорошо. Но на том двигателе было на жаровой трубе было какое-то технологическое отверстие. Его заварили, но видно не прочно. Вот эту заглушку вырвало, она и попала между качалками управления стабилизатором. И по какой-то удивительной случайности - при уборке шасси самолет «вспухает» - эта штука вывалилась.

Эпилог. А если бы это случилось в предыдущем полете? Когда я был без связи? Конечно, я бы катапультировался. Но по нашей инструкции летчик должен катапультироваться над Хмелевкой, а самолет упасть в море. И докажи потом, что ты прав. Судьба.

Вот второй случай.

Ещё не зима. Ноябрь. Ночные полеты. ПМУ. По маршруту. Мыс Таран – потом где-то 150 км в море в сторону Швеции- Потом 100 км. на восток к Клайпеде – и домой. Легко. От м.Таран набрал 5400 лечу… никого не трогаю. Можно включить автопилот. А, не надо… И так красота. Ночь. Штиль на море. Сверху звезды, внизу звезды. Красота. Вот и Швеция огнями мерцает. И на море штиль… Где верх? Где низ? Только приборы. Космос. Ну вот, лечу, смотрю на приборы, в том числе и на высотомер. 5400. Не ниже не выше. (без автопилота). Экой я молодец. Подумал. Тут 1-й ППМ, разворот на Клайпеду. Удивительно, 5400 держится.

Такие полеты это как нирвана. Успокаивают. Вот 2-й ППМ, домой. Опять же высота 5400. И внизу звезды, и сверху звезды. Красота. 100 км до берега. КП: «Снижайтесь до 2700». «Понял, снижаюсь». Ручку слегка от себя…Высота стоит 5400. Что за черт? Обороты, ручку на себя, дергаю аварийный ПВД.. ЕПРСТ 1200м. вот так-бы и приспал-бы. Тихо падал с 5400. Ну ладно. Зашел, сел. Слава богу. Основной ПВД замерз. Судьба.