В Национальный театр Белграда мы ходили дважды: на балет "Дон Кихот" и на экскурсию по самому театру. И то, и другое понравилось безмерно. И не страшно, что экскурсия была на сербском. Зато когда ещё тебя пустят на сцену, за сцену и даже в швейную мастерскую!
А про балет и говорить нечего – надо просто идти и смотреть: это невероятно красиво и интересно.
Иногда ловил себя на том, что во время танца солистов я наблюдаю за второстепенными персонажами в углу сцены, которые ни на секунду не перестают играть, всё время что-то делают. И самое главное – живая музыка. Для ударных даже выделен свой отдельный балкончик. Если начинать смотреть за их работой, то тоже можно забыться и пропустить какой-нибудь танцевальный номер.
На экскурсии нам рассказали, что именно русские балетмейстеры и артисты, эмигрировавшие из России в 20е годы прошлого века, сыграли главную роль в создании высокохудожественного репертуара Белградского театра. Сербы по праву гордятся тем, что на сцене их театра можно увидеть настоящий русский балет. А первым полнометражным спектаклем, который белградская публика увидела 22 января 1923 года, был, разумеется, "Щелкунчик".
Театр был основан в 1868 году, и впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. В итоге здание утратило свой гармоничный вид, а интерьеры – былую роскошь. Но всё исправила последняя реконструкция 1989 года. Зданию вернули довоенный вид, на потолке зала снова появилась большая художественная роспись Колесникова, были установлены мраморные полы, гипсовые украшения на потолках, барельефы, позолота, зеркала, хрустальные люстры, а в главном зале установлен давно забытый бюст князя Михаила Обреновича, основателя театра.
В театр лучше приходить пораньше, чтобы неспеша рассмотреть великолепные интерьеры фойе каждого этажа, сделать селфи в огромных зеркалах и полюбоваться видом на площадь Республики с широкого балкона.
Билетная касса находится прямо у входа в театр. Цены более чем доступные: два билета на "Дон Кихота" в партер перед сценой стоили нам 3600 динаров (~1800 рублей).