Найти тему
SMART&ART

Как определить, что у ребенка задержка в развитии речи

Оглавление

Развитие речи у ребенка – очень важно и для дальнейшего развития интеллекта в целом, и для его социализации. Существуют определенные нормативы, которые ребенок должен показывать к определенному возрасту. Автор методики развития памяти и внимания Лариса Шелудченко рассказывает, как распознать трудности на раннем этапе и помочь малышу.

Автор методики развития памяти и внимания Лариса Шелудченко, сооснователь SMART&ART
Автор методики развития памяти и внимания Лариса Шелудченко, сооснователь SMART&ART

1,5 года

Возраст, в котором ребенок должен начать общаться с родными, в среднем составляет 1,5 года, при этом у мальчиков речевое развитие может задерживаться, по сравнению с девочками, в среднем на 4-5 месяцев. К 1,5 годам малыш должен говорить «мама», «папа» и объясняться жестами.

2 года

В 2 года ребенок должен узнавать маму и папу на фотографии и показывать части тела. Знаменитое «где носик?», «где глазки?», «где ручки?» - это не просто игра, это тренировка речевого центра. Также ребенок к этому возрасту должен выполнять «инструкции», которые дают ему родители: «возьми ложечку», «дай мне игрушку» и так далее. В 2 года ребенок уже произносит отдельные слова – словарный запас должен быть не менее 100 слов и может достигать 200 слов.

3 года

К 3 годам у ребенка должна быть уже связная речь. Малыш должен разговаривать полными предложениями: «Мы идем гулять», «Обезьяны любят бананы» и т.д. Словарный запас может достигать уже 800 слов к этому возрасту.

Если родители замечают, что в эти нормативы ребенок не укладывается, то причин может быть несколько – на это надо обратить внимание.

-2

Причины задержки речевого развития

Одна из самых распространенных причин задержки речевого развития – это осложнения при беременности и родах. Гипоксия при тяжелых родах, асфиксия, инфекционные заболевания у мамы во время беременности и в первые дни жизни. Как правила все это влияет на развитие речи.

Следующая группа причин – тяжелые заболевания, в том числе инфекционные, с поражением нервной системы ребенка сразу после рождения.

Наследственная предрасположенность – также может быть причиной задержки речевого развития. Если, например, в 3,5 года мальчик еще не говорит полными предложениями, а произносит отдельные слова, то скорее всего у папы или мамы в детстве были те же особенности.

Если ребенок совсем не разговаривает, это может говорить, как бы парадоксально это ни звучало, о нехватке общения. Это значит, что с ребенком не общаются в должном объеме. Ситуация в таком случае усугубляется, если ребенок имеет неограниченный доступ к телефону, планшету, компьютеру или телевизору. Это очень сильно влияет на развитие речи и приводит к задержке речевого развития.

Если ребенок в 3-4 года не разговаривает, необходимо исключить так называемую тугоухость. Возможно, ребенок просто не слышит или плохо различает звуки. В таком случае необходимо обращаться к специалисту, потому что само это не исправиться и негативно повлияет на всю оставшуюся жизнь.

Еще одно понятие, на котором следует заострить внимание – ЗПРР (задержка психо-речевого развития). В таком случае речь идет не только о речевой задержке, но и о том, что замедляются все психические функции: коммуникация, умение дружить и общаться с другими детьми. Социопатия разной степени и неумение общаться с другими людьми могут сформировать именно в этом возрасте.

-3

Что можно сделать?

1. Много разговаривайте с ребенком. Общение не должно ограничиваться занятиями речью. Необходимо располагать ребенка к диалогу, даже если он еще не в состоянии формулировать предложения и пользуется еще только жестами.

2. Если не получается в должной мере уделить ребенку внимание и время, обращайтесь к специалистам – посещайте развивающие курсы.

3. Обращайте внимание, что ребенок говорит, что не говорит, просто ли он идет на контакт или ему сложно дается общение.

4. Разумно ограничивайте телефоны и другие устройства. Считается, что для ребенок до 3 лет телефон безопасен, если он получает его не более 20 минут в день. Мы замечаем, что в последнее время появилась такая тенденция, что дети начинают разговаривать позже. Скорее всего, это связано с широким распространением умных гаджетов. Мы не можем сказать, что это какая-то проблема – скорее это тренд нового времени. Однако не забывайте, что телефон – это не воплощение зла, он тоже помогает ребенку развиваться и тренировать мелкую моторику.

#развитиеребенка #развитиеречи #зпрр #ребенокнеговорит