81 год назад в эфире прозвучал условный сигнал: «Поднимайтесь на гору Ниитака». Повинуясь приказу главнокомандующего, японский флот пошел в атаку на Перл-Харбор. Приказ отдал адмирал Исироку Ямамото, во главе ударного авианосного соединения «Кидо Бутай» стоял адмирал Тюити Нагумо. Итак, главком и командующий «Кидо Бутай». Кто еще?
Еще история нападения на «Жемчужную гавань» будет неполна без имен капитана первого ранга Минору Гэнда и капитана второго ранга Мицуо Футида. Первый был непосредственным разработчиком плана атаки, второй возглавил воздушный налет и лично провел 7.12.1941 долгих три часа над целью под зенитным огнем.
Вот она - эта «великолепная четверка» моряков и летчиков Императорского Объединенного флота Японии, каждый из которых вполне заслуживает звания главного виновника «Дня позора». Но Франклину Делано Рузвельту необходимо было назначить «Большим сатаной» кого-то одного.
К его чести, ФДР не стал делать того, что советская пропаганда приписывала Гитлеру – «объявлять своим личным врагом» кого-то из второстепенных исполнителей. Главным виновником Перл-Харбора президент США назначил адмирал Исироку Ямамото, после чего участь последнего была решена. Добрый христианин и демократ Рузвельт с врагами не церемонился.
С просьбой, сиречь приказом «достать Ямамото» главнокомандующий обратился к своему тезке, министру ВМС Франклину Ноксу.
Сказано – сделано. Подчиненные Нокса, адмиралы Честер Нимиц и Уильям «Бык» Хэлси приступили к разработке операции по физической ликвидации «врага Америки №1». Операция получила незатейливое кодовое название «Vengeance» («Месть»). Энтузиазма разработчикам плана ликвидации японского адмирала придавали не вполне правдивые рассказы американской пропаганды о том, что, дескать, Ямамото дал клятву продиктовать американцам условия их капитуляции, сидя в Белом доме. Верится в это с большим трудом, так как нет никаких сомнений в том, что адмирал был реалистом, и трезво оценивал шансы маленькой Японии против американского Голиафа.
Кстати, немного любимой конспирологии в ее нумерологическом изводе - сравним двух «врагов Америки №1» разных эпох:
• Усама бен Ладен: атаковал США в возрасте 44 лет [если, конечно, относить 9/11 на его счет]; физически ликвидирован американцами в возрасте 54 лет; по прошествии 10-ти лет после главного дела его жизни;
• Исироку Ямамото: атаковал США в возрасте 57 лет; физически ликвидирован американцами в возрасте 59 лет; по прошествии 2-х лет после главного дела его жизни.
Отсутствие видимых совпадений как бы намекает на то, что звание «врага Америки №1» не является чем-то вроде переходящего Красного Знамени, или на то, что с доказательной базой у американцев что-то не так.
Возвращаясь к операции «Vengeance», следует сразу сказать: подавляющее преимущество США в технике сказалось и здесь. Криптоспецы ВМС США «раскололи» японский военный код JN-25, благодаря чему получили доступ к графику перемещений командующего Императорского Объединенного флота. Располагая этой информацией, а также зная, что «враг Америки №1» болезненно пунктуален, адмиралы Честер Нимиц и Уильям Хэлси не имели особых проблем в разработке плана операции.
Американцы решили ликвидировать Исироку Ямамото в воздухе, для чего отобрали лучших американских пилотов, которых разбили на две группы, состоявшие из 4-х и 14-ти самолетов соответственно. Группы были укомплектованы истребителями дальнего действия «Lockheed» P-38 «Lightning». Эти серьезные двухмоторные машины превосходили одномоторные сверхлегкие японские истребители Mitsubishi A6M [в отечественной литературе чаще упоминаются под прозвищем, данным ему американцами – «Зеро»] во всех отношениях.
План состоял в следующем:
• расстояние до цели обе группы самолетов должны были идти на высоте 10 м, соблюдая радиомолчание;
• никто не мог выйти из боя, пока не будет уничтожена цель;
• дешифровщики доложили, что адмирал Исироку Ямамото летит на бомбардировщике Mitsubishi G4M [в отечественной литературе чаще – «Бетти», также американское прозвище], соответственно, надлежало сбить «Бетти», летящего в охранении истребителей;
• каждому летчику выдали внушительную сумму денег для расчета с местным населением – на случай сбития;
• до самого последнего момента американские пилоты не знали, в чем состоит их конкретная боевая задача, хотя дополнительные топливные баки давали понять, что миссия – не из рядовых.
В день операции, перед самым вылетом, один из «Лайтнингов» был поврежден и не смог взлететь, а в другой самолет был отправлен обратно на базу из-за проблем с тем самым подвесным баком.
USAF удалось прибыть на место вовремя и первыми заметить японцев, но: японских бомбардировщиков оказалось два! Времени решать, в каком из них летит «враг Америки №1», не было, так как в плане на атаку было отведено всего пять минут – иначе не хватило бы топлива на возвращение.
Командир группы майор Митчелл принял поистине соломоново решение: сбивать все «Бетти»!
Забегая вперед, скажем, что задача была выполнена образцово: американские «Лайтнинги» сбили оба «Бетти», каждый из которых мог быть самолетом Ямамото, отбились от «Зеро» эскорта с минимальными потерями и вернулись на базу.
И, если бы эта история не обросла скандальными подробностями, то вряд ли бы о ней вспомнил скромный российский блог.
А дело в том, что американские участники операции «Vengeance» несколько десятков лет спорили о том, кому же должны принадлежать лавры ликвидатора «врага Америки №1». На это звание претендовали двое:
лейтенант Томас Ланфьер, даже получивший медаль Конгресса за операцию «Vengeance»;
лейтенант Рекс Барбер, которого японский участник того боя Кендзи Йанагия в своем интервью 1975 года называет автором роковой очереди, поразившей цель.
Вместе с тем это не единственная странность, связанная с операцией «Vengeance». Согласно показаниям японского лейтенанта Хамасука, возглавлявшего спасательный отряд, на следующий день после воздушного боя было обнаружено те̅ло адмирала Ямамото. Лейтенант утверждал, что адмирал сидел, пристегнутый к креслу, наклонив голову, как будто в раздумьях, а его рука сжимала катану, причем прижизненные его травмы составляли лишь незначительные ссадины. Это описание совершенно не согласуется с официальной версией его сме̅рти, согласно которой Ямамото был изрешечен пулями американских «Браунингов» калибра 12.7 мм.
Отчего погиб главком Объединенного Императорского флота Японии – от очередей ли, выпущенных «Лайтнингами», или ли от рук кого-то из своих подчиненных, оказавших ему «последнюю услугу», никто уже не узнает. Эта загадка неразрешима, так как те̅ло Ямамото кремировали. Часть праха адмирала захоронили на кладбище в Токио, а другую отправили на древнее семейное кладбище в Нагаока.
В 60-ых гг. прошлого века на месте, где было обнаружено те̅ло адмирала, установили мемориальную доску в знак уважения к заслугам главнокомандующего Императорским Объединенным флотом.
Кстати, Рузвельт, конечно же, не знал, что ход истории вполне мог изменить 14 мая 1905 года безвестный русский артиллерист. Если бы в Цусимском сражении наш 12’’ снаряд, угодивший в японский броненосный крейсер «Ниссин», чуть-чуть изменил траекторию, то будущий «враг Америки №1» вряд ли бы отделался только осколочными ранениями и искалеченной кистью руки.
А еще говорят, ФДР «развел» японцев как детей, спровоцировав их атаку на Перл-Харбор с тем, чтобы иметь безупречный casus belli для вступления во Вторую мировую войну. В минусе – потопленные старые линкоры, в плюсе – статус сверхдержавы по итогам войны. Но ведь они с Ямамото не могли «играть в четыре руки», верно? Хотя…