Обида
- это ощущение несправедливости
- это неоправданные ожидания
- это… что вы бы добавили?
Когда мы с клиентами раскладываем обиду на базовые эмоции, то чаще всего они называют:
1) удивление
2) злость
3) грусть
Когда эмоция разложена на простые составляющие, тогда становится ясно, что с ней делать.
1) Удивление: оно возникает, когда мы узнаем что-то новое, когда происходит что-то неожиданное для нас.
Ожидали одного, а получили другое – удивительно!
Удивление говорит о том, что мы не знали еще какую-то закономерность этого мира, еще какого-то правила.
Или другими словами, действовали по правилу, которое почему-то не сработало.
Например, я действую в соответствии с правилом «нужно поступать с другими хорошо и тогда они в ответ будут поступать со мной также.» А что в результате? Мной пользуются! И почему-то не стремятся в ответ сделать хорошее! Обидно! Оказывается, это правило не всегда работает.
И что же тогда делать?
Трансформировать свою картину мира в соответствии с новым опытом. А точнее убеждение, на основании которого мы действовали. А может нужно добавить критерии, по которым ориентироваться, когда это правило работает, а когда нет.
Например, мой новый опыт говорит о том, что «в ответ на мое хорошее отношение, человек может поступить как по-хорошему, так и по-плохому. Его реакция не зависит на 100% от моего отношения к нему. ( А от чего-то еще. Чего? )».
2) О чем нам говорит злость.
- возможно, были нарушены мои границы? Нужно было защищаться? Почему я этого не сделал? Что мне помешало?
Эмоция злость нам нужна, чтобы отстаивать свои интересы. Если злость не проявляется, то возникает обида – подавленная злость.
Что тогда делать? Учиться защищать свои границы. Подробнее об этом в следующих статьях. Очень объемная тема.
- также злость может говорить о том , что мы не смогли удовлетворить какую-то свою потребность.
что делать в таком случае?
- осознать и назвать эту потребность.
- Подумать, а как я могу удовлетворить ее другим способом, с другим человеком?
Пример,
«я хочу гулять. Позову-ка своего молодого человека (МЧ). А он не хочет. Тогда я обиделась».
Хочу гулять – это один из способов удовлетворения какой-то потребности. Нужно понять, какой.
Подышать свежим воздухом? Можно и одной.
Поговорить поделиться мыслями? Можно и с подругой.
Отвлечься, отдохнуть? Можно придумать другой способ, который подходит МЧ.
Не хватает внимания именно от МЧ? Здесь уже, видимо, проблема не конкретно в одном случае, а целой последовательности поступков. Нужно уже решать отдельно взятую проблему – нехватка внимания от близкого человека. Это огромная отдельная тема.
Когда мы можем назвать и описать свою потребность, мы можем увидеть разные варианты ее удовлетворения.
3) Грусть
Эмоция грусти связана с неудовлетворенной потребностью.
Эх, так хотелось получить (внимания, заботы, признания и т.д.), а не случилось.
Грусть – естественная реакция на утрату чего-либо (человека, объекта, ожиданий и надежд в том числе). Проживание этой эмоции – процесс принятия факта, что да, сейчас это так.
Что делать ?
Осознать и принять тот факт, что вот сейчас эту потребность не получилось удовлетворить. Смириться и принять. И после проживания этой эмоции действовать дальше. Уже с осознанием того, что прежним способом невозможно получить желаемое.
Подведем итоги.
Что делать, если вы обнаружили в себе обиду. Какую внутреннюю работу нужно совершить?
- Трансформировать картину мира в соответствии с новым опытом. А точнее убеждение, на основании которого действовали.
- Научиться защищать личные границы. Научиться осознавать и описывать свои потребности. И видеть несколько вариантов их удовлетворения.
- Прожить горевание по неудовлетворенной потребности. Принять этот факт и действовать дальше.
Также обиду можно рассмотреть с точки зрения манипуляции.
В отдельную тему хочется выделить обиды на родителей.
И об этом я напишу в следующих статьях.
Автор: Сибирева Ирина Яковлевна