Автора этой книги считают ярким представителем философии экзистенциализма, и роман «Чума» содержит в своём художественном сюжете именно это учение.
Жители маленького Алжирского городка (времён, когда эта Африканская республика ещё была французской колонией), привыкли к размеренной и однообразной жизни. Ежедневно они повторяют одни и те же ритуалы в схеме «работа-бар-дом», практически никогда не покидают пределов родной местности и пребывают в полной уверенности, что в их существовании всегда будет оставаться всё как есть.
Эта классическая любовь к зоне комфорта и неизменная неприязнь к любым отступлениям от привычного, заставляет французских алжирцев до последнего игнорировать факты. Словно бы надев всем миром розовые очки, они списывают на случай массовую гибель крыс, потом находят причины для игнорирования фактов участившихся людских смертей от неизвестной болезни и до последнего боятся произнести вслух слово «чума», заменяя его всевозможными эвфемизмами.
Они будто думают, что упорно отводя глаза от проблемы, её можно заставить тем самым исчезнуть. Но вот в городе не остаётся уже ни одной семьи, в которой от чумы не умер бы кто-то из её членов, тогда народ наконец признаёт реальность и в корне меняет свой образ жизни, а заодно и себя.
В этом состоит суть экзистенциализма. Обстоятельства жестокого крушения привычной картины мира заставляют всех действовать по-новому, это как в случае с курением, когда врач демонстрирует пациенту рентгеновский снимок лёгких и показывает на нём область, где именно растёт опухоль. Говорят, что после такого бросают все.
И если в случаях с изменениями привычек личности, экзистенциальное событие затрагивает лишь одного индивидуума, то в ситуациях, где речь идёт о народе - требуется не личное, а всеобщее бедствие. В «Чуме» про это.
Согласно признанному мнению критиков, описывая свою эпидемию, Камю как бы иносказательно повествует о роли Франции во Второй Мировой войне. Вроде как, до последнего закрывали глаза и ждали, что проблема разрешится сама собой, пока не стало слишком поздно. А когда наконец они решились и начали действовать, оказалось, что их жалкие попытки сопротивления практически никак не влияют на изменение создавшегося положения. И в итоге «чума» в конце концов, ушла так же, как и пришла - независимо от чьего бы то ни было желания.
Что ж, думаю подобное иносказание могли признать справедливым только те, кто по каким-то причинам не знают про войну с Вермахтом на территории СССР и не слышали ни разу о той части второй мировой, которая в нашей стране называется Великой Отечественной войной.
Потому как, если бы они знали о ней, то никогда бы не согласились с тем, что гитлеровская чума ушла из Франции сама по себе так же, как ушла чума бубонная из французской колонии в романе экзистенциалиста Камю.