Найти тему
ПОЕДЕМ, ПОГЛЯДИМ!

Истории покинутых городов. Аксум –древняя столица Эфиопии, родина царицы Савской

С I по X века на территории Севоро-Восточной Африки и Южной Аравии существовало Древнеэфиопское государство - Аксумское царство со столицей - городом Аксум.

Город Аксум
Город Аксум

В период своего расцвета оно занимало территорию современных стран -Йемена, Судана, Эфиопии, Эритрии и южной части Саудовской Аравии.

Аксумское царство возникло на территории существовавшего до него королевства Дамт, его жителями были сабеи, основавшие семитскую цивилизацию в Эфиопии. Но после того, как торговый сухопутный маршрут, проходивший с севера юг через Аравийский полуостров вытеснил путь морской через Красное море, значение городов, стоящих на сухопутном пути упало и люди массово покидали города, пока те, практически не опустели.

В наследство от предшественников Аксумскому царству достались семитская религия да древняя южноаравийская письменность, которая к IV веке вошла в обиход, поскольку Аксумское царство стало крупной страной на торговом пути между Индией и Римом.

Стелы. Обломки от самой высокой.
Стелы. Обломки от самой высокой.

В Аксуме строили корабли, по подобию египетских, благодаря которым у царства был доступ и к Красному морю, и к верховьям Нила, что позволяло зарабатывать на торговле между африканскими и индийскими странами.

В началу II века н.э. был проложен морской маршрут из Египта в Индию, используя Красное море и ветры -муссоны, что позволяло при пересечении Аравийского моря попадать прямо в южную Индию.

Спрос римлян на товары из южной Индии резко возрос, что увеличило поток кораблей проходящих по Красному морю из римского Египта в Аравийское и дальше в Индию.

Благодаря этому торговому пути страна вошло в греко-римскую культурную сферу и начала использовать греческий язык в качество лингва-франка (что означает диалект, постоянно используемый для общения между людьми, родными языками которых являются другие языки).

Благодаря греческому языку Аксумское царство, примерно в 325 году, при правлении императора Эзане Аксумском приняло христианство вместо иудейской религии.

Это стало началом современной эфиопской православной церкви Тевахедо, получившей автономию от Эфиопской церкви в 1959 году и Эритрейской православной церкви Тевахдо, получившей автономию от Эритрейской церкви в 1993 году.

После принятия христианства прекратилось строительство стел. Стелы (хавилт), являются наиболее узнаваемой частью аксумского архитектурного наследия. Эти каменные башни служили для обозначения могил - подземных погребальных комнат, и представляли собой многоэтажные дворцы.

Они украшались фальш- дверями и фальш-окнами в типичном аксумском стиле. На камне часто выгравирован узор или эмблема царя или дворянина. Самый известный из всех Аксумский обелиск, а самый большой, 33- метровый, был разрушен, его длину замерили по его лежащим обломкам.

Основными занятиями, как и основными статьями дохода от торговли были зерновые культуры, в те времена земли в этих местах были значительно плодороднее, гораздо больше шло дождей и не пересыхали реки. Окружающая природа и климат позволяли жителям разводить и выращивать крупный рогатый скот, овец и верблюдов.

Церковь Марии Сеомской
Церковь Марии Сеомской

Была развита охота на диких животных, из закромов природы добывали слоновую кость, черепашьи панцири и рока носорогов, а из ее недр – золото, железо и ценнейший в те времена минерал – соль, которой было в изобилии на территории Аксумского царства.

Царство Аксум было идеально расположено, чтобы воспользоваться преимуществами новой торговой ситуации и очень скоро царский порт стал главным портом для экспорта африканских товаров, таких как слоновая кость, благовония, золото, рабы и экзотические животные. Чтобы поставлять такие товары, аксумские правители работали над развитием и расширением внутренних торговых сетей.

Дворец
Дворец

Через экономически важный Северный Шелковый путь и южные Восточные торговые пути осуществлялась торговля специями. Морские пути вокруг Африканского рога к Индийскому континенту сделали Аксум важным торговым портом на протяжении почти тысячи лет!

Аксумское царство было одним из первых африканских государств, выпускающим собственные монеты, да еще и с надписями на геэзском и греческом языках. Примерно с 270 по 610 годы чеканили золотые, серебряные и бронзовые монеты. Выпуск монет в древние времена сам по себе был событием огромной важности, поскольку по нему была видна важность страны.

Аксумское царство имело собственный алфавит -письменность Геез, которая со временем была изменена, чтобы включить гласные.

Аксумское царство считалось одной из четырех великих стран древнего мира, наряду с Персией, Римом и Китаем.

Упадок Аксумского царства стал заметен к концу VII веку, именно в это время закончилась чеканка монет, так считают, поскольку монет моложе 610 года до сих пор обнаружено не было.

Церковь
Церковь

Но к середине VII века Персидское, а за ним и мусульманское присутствие в Красном море привело к значительному уменьшению торговой прибыли Аксума, а в 646 году халифат Рашидуна взял под контроль Красное море и Египет. Аксум оказался в экономическую изоляцию.

Но экономической беде предшествовала природная - после I века н.э. климат в этой местности стал постепенно меняться – все жарче становилась погода, все реже шли дожди и количество осадков становилось все меньше, стали дуть ветра с пустыни, засыпая посевы и луга песком. Да и лугов с посевными полями становилось все меньше и меньше.

Не видя перспективы для жизни, люди стали покидать территорию некогда богатого царства и город Аксум. Последующие три столетия существования Аксума считаются «темными веками», и окончательно царство распалось к концу X века.

Несмотря на свое положение одной из ведущих империй поздней античности, Аксумское царство погрузилось в безвестность, Эфиопия оставалась изолированной на протяжении всех средних веков.

Древний монастырь
Древний монастырь

Доподлинно известно, что Аксумское царство было центром торговли, расположенным на территории современной Эфиопии.

Считается, что оно также было домом царицы Савской – царицы Эфиопии носящей имя Македония, которая встретила израильского царя Соломона, родила от него сына, с которого и началась история Эфиопии. А эфиопская православная церковь Тевахедо считает эту информацию надежной.

Спасибо, что дочитали до конца!

Подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии, не забывайте ставить лайки.