Очень хорошим жизненным уроком послужила мне та западня, в которую я тогда попала и из которой не могла выбраться целых пять лет. Одна неосторожно поставленная подпись отбросила мою карьеру далеко назад. Я начала работать сольно в 2008 году, а первый свой альбом в результате смогла выпустить в свет только в 2016-м. Если бы я была тогда хоть на грамм умнее, я бы первым делом, приняв решение заниматься собственной карьерой, наняла бы не аранжировщика, не пиарщика и не концертного директора, а грамотного юриста. Который мне сказал бы: «Аня, даже если тебе сулят золотые и бриллиантовые горы. Даже если этот контракт принес тебе родной брат или сват, или лучший друг. Даже если тебе кажется, что это единственный твой выход. Никогда. Ни при каких обстоятельствах. Не подписывай ничего, не посоветовавшись со мной». Юрист нужен обязательно. И не тот, который работает на дядю, принесшего вам контракт. А независимый специалист, способный составить мнение об этой бумаге. Заплатите ему 5 тысяч рублей, получите консультацию. Не спешите. Если продюсер, предлагающий вам сделку, действительно так хочет, чтобы вы работали с ним, он переделает контракт таким образом, чтобы он был вам выгоден. Если же он начинает доказывать, что это единственно возможная форма договора, если он говорит: «Не хочешь – уходи, я найду артиста посговорчивее» - бегите от него бегом. Вы должны первым делом научиться отстаивать свои права. Боритесь за себя.
История эта меня очень многому научила. С тех пор у меня больше никогда не было продюсера. А для артиста это не самый простой путь. Быть с продюсером намного проще. В этом случае твое дело – писать песни и ездить на концерты. А всю организационную работу берет на себя продюсер и у тебя не болит голова, как организовать гастроли, где брать спонсоров, как снять клип, где найти стилистов, визажистов, как организовать грамотный пиар, каким образом пристроить песню на телеканал. Да, продюсер получает 70 процентов доходов с твоих концертов, но он и вкладывает в тебя будь здоров сколько. Он делает твою карьеру. А ты просто живешь, иногда выходишь на сцену, в остальное время отдыхаешь, получаешь свои 30 процентов и жизнь твоя легка и весела. Есть второй путь и он сложнее – когда ты сам полностью несешь за себя ответственность. Ты ставишь свою песню на радио и в интернет, сам монтируешь клипы, сам ломаешь голову, где взять на все это деньги. И еще при этом надо успевать писать песни, хоть какие-то силы оставлять себе на творчество. И тогда твоя жизнь – твоя личная ответственность и нет ни одного человека, которому ты можешь поручить все это сделать. Ты сам себе хозяин и одновременно сам себе подчиненный. Сложно? Да. Но зато ты ни от кого не зависишь
Я сознательно выбрала для себя второй путь. Я понимаю, что, если теряю я – теряет моя семья, мои дети. Я понимаю, что у меня нет времени на сон и отдых, что я отвечаю за все. Но это мой путь. Я непокорная. Но у меня при этом сейчас 100 процентов прав на мою собственную жизнь. Я могу полететь в Сыктывкар на концерт, а могу попросить директора поставить мне его в гастрольный план на следующий месяц, потому что мне нужно съездить отдохнуть с детьми, они соскучились, потому что давно не видели маму. Вот почему я добровольно взвалила на себя все тяготы жизни без продюсера – она позволяет мне оставаться мамой. Мне это очень важно. Смотрю на графики артистов первой величины и меня восхищает то, что они каждый день выступают на самых больших площадках. На секунду мне кажется, что я бы тоже так хотела. А потом приходит мысль: «И что дальше? Я уеду сейчас, а вернусь через два месяца? А как я это переживу, если начинаю скучать по сыну уже через 10 минут после того, как он идет спать в свою комнату?». Все-таки я прежде всего мама. И женщина. А популярная артистка – во вторую очередь. Это мой выбор.
Впрочем, это я сейчас такая умная. Тогда я сидела и ждала истечения срока контракта. Время от времени я писала свои собственные песни, но клала их «в стол», мне было неудобно записывать их, казалось, что я как автор совершенно ничтожна и мои переживания никому не интересны, и, если я их обнародую, это будет смешно. Я робела, комплексовала. Первая песня, которую я решилась все-таки показать публике, называлась «Простые слова». До этого я была уверена, что мои песни не достойны жить. Когда сейчас «Шантарам» несется из каждого утюга, люди просят спеть ее на концертах и поют сами – для меня это невероятная магия. Я не понимаю, как это происходит. Вот у тебя в голове появляется какая-то история, ты ее крутишь-вертишь, придумываешь персонажа, канву. Вот рождаются слова. Ты их кладешь на музыку. Появляется песня. А потом ее почему-то начинают люди петь. Они понимают твои чувства, разделяют их. Это самое большое волшебство, которое может случиться с человеком.
6