Времена меняются и мы меняемся вместе с ними, не правда ли?
Еще недавно всех учеников в классе можно было условно поделить на отличников - один или два человека, хорошистов, куда же без них? Беспросветных троечников по убеждению и двоечников как бы "зеркалящих" отличников класса.
На родительских собраниях отличников хвалили, посылали на олимпиады, вытягивали им иногда отметки. Уж будем честными? Хорошисты шли ровным строем не выделяясь, иногда и на них обращали внимание, если кто-то спотыкался о тройки. Поругивались на троечников на легкомыслие и лень. Родителей двоечников часто вызывали на ковер к завучу и директору, потому что обычно они же были и главными хулиганами? Мир был ясен и понятен, новый учебный год повторял расклад прошедшего, переход из лиги троечников в лигу отличников, как правило не случался. Теперь же все изменилось, не правда ли? Изменились в первую очередь дети?
Государство детей с особенностями развития полностью поручило заботе родителей и торжественно объявило, что школа должна участвовать в социализации. При том, что к такому развитию событий не были готовы родители и школьники, школа и учителя. Не все дети с особенностями развития могут выдержать урок и не мешать образовательному процессу. Понятно всем и каждому?
Часто сами дети с особенностями не очень-то и хотят ходить в школу, но родители настаивают и их тоже можно понять? Для кого-то из них это элементарно время, которое они могут потратить на свои собственные дела, отдохнуть и перевести дух. И не стоит, как кается, недооценивать труды и стресс родителей детей инвалидов. Им действительно очень тяжело и трудно и мало кому из них оказывается психологическая помощь или помогают волонтеры или благотворители, не правда ли?
Можно понять и учителя, с которого спрашивают за учебные планы, понять учеников, у которых не складываются отношения с особенным ребенком. Не все же эмпатичны даже среди взрослых? Есть, конечно, прекрасные примеры, когда класс понимает и принимает особенных детей и дети способны вписаться в процесс образования, но тема тонкая и деликатная и подходить надо к каждому ребенку-инвалиду надо индивидуально, а школа сейчас совсем не место с индивидуальным подходом. Это скорее машина для натаскивания на ЕГЭ?
Похожая тема "всплыла" и в этом учебном году на самом высоком уровне, хотя назрела уже давно. Она опять про учебный процесс и про детей, которые не говорят на русском языке, но пришли учиться в первый класс, потому что родители трудятся в России. Что делать учителю, оставить класс и заниматься такими детьми отдельно и специально. А где взять на это силы и время? А что делать ученикам, если одноклассник обособлен и не понимает обращенную к нему речь. Все ли дети адекватно смогут отреагировать? Жизнь показывают, что не все.
Дети зачастую не хотят понимать индивидуальные особенности других детей, дразнят и могут обидеть. Кто тогда в ответе? Опять учитель или родители детей, которые проявляют недопустимое отношение и поведение к особенному ребенку? Или родители детей с особенностями в развитии, как принято сейчас говорить, или родители детей иностранцев, которые не обучили своего ребенка русскому языку, на котором идет преподавание?
Случаев в педагогической практике подобных накопилось множество, вопросов этических и практических без ответов на них - не счесть. Все стороны можно понять и посочувствовать, но универсальных решений придумать не получится.
Где особенным детям было бы удобнее и комфортнее?
В среде каких детей? Их то, как правило, никто и не спрашивает и не всегда дети могут сформулировать и не всегда им предлагают альтернативу. Выбор выглядит приблизительно так - либо сидеть дома, либо - школа.
Замученные родители детей с особенностями твердят о необходимости социализации своих детей и отстаивают свои права вопреки комфорту своих детей зачастую. А кто сможет дать экспертное заключение, можно ли в перспективе хоть немного социализировать детей-инвалидов? Часто это просто невозможно, а часто дети получат еще и моральные травмы от пребывания в школе.
В основе обучения - общение. Если исключить или сделать некомфортным важную часть, то останется подмена для всех участников процесса?
Кому посочувствовать в этом случае? Только учителям и однокашникам, как кажется. И малышу, которому будет крайне трудно влиться в коллектив из-за недальновидности собственных родителей?
Эх, если бы было можно вернуться в прежний простой , а не сложносочиненный мир детей, где в школе были только отличники, хорошисты, троечники и двоечники, куда же без них!
Лайк или поговорить?