Давайте признавать чувства детей!
Часто ли мы делаем это?
Когда мы видим проявление на наш взгляд негативных эмоций, что происходит с Вами?
Допустим Вы увидели, что Ваш ребенок злится, расстроен, проявляет гнев, эмоционально подавлен…
Как реагируете на это Вы?
Вы поддерживаете его или срываетесь?
Пытаетесь понять, что стоит за его поведением?
Как Вы думаете, понимает ли Ваш ребенок, что он чувствует?
Конечно, многое зависит от возраста ребенка.
Иногда ребенок, словно запутался, чувства есть, а слова, которые могли бы описать его состояние, не находятся. Возможно, они появятся позже.
Что происходит с Вами в моменте?
Когда ребенок хлопает дверью перед Вашим лицом.
или обзывает Вас, не фильтруя слова, не щадя…
Вы застываете?
Пытаетесь выломать дверь? Кричите?
Убегаете в расстроенных чувствах с заламыванием рук или бормоча ругательства…?
Случается и так, что между чувством/эмоцией и поведением нет очевидной связи, однако
связь существует!
Любая эмоция влечет за собой то или иное поведение.
Если мы смотрим лишь на поведение ребенка, мы можем допустить ошибку – отреагированием.
Важно: искать первопричину поведения!
Это поможет сохранить отношения с ребенком.
Наше отреагирование – крик, угрозы, наказание, обиды, приводит к тому, что ребенок:
· если еще мал, думает о себе «я плохой», ведь не может быть плохим родитель;
· если он в подростковом возрасте, то может происходит цепная реакция (на крик криком, на удар ударом) или ребенок закрывается.
Что делать родителям?
1. Учиться распознавать чувства детей, зеркалить их детям, используя речь. Это поможет им в будущем.
Понимая и принимая свои чувства, дети приобретают уверенность.
Еще большая уверенность приходит, когда мы - взрослые принимаем их чувства.
2. Чтобы понять чувства детей обращайте внимание:
· на то, что они говорят, делают, и на то, что демонстрирует их тело (нахмуренные брови, приподнятые плечи, сжатые кулаки).
3. Общайтесь с ними. Общаясь с детьми, мы снимаем накал, и формируем территорию доверия. Иногда, достаточно молчаливого присутствия, поддерживающего взгляда, если ребенок эмоционирует.
4. Поддерживайте их. Чувствуя нашу поддержку, ребенок начинает понимать и принимать свои чувства, а в дальнейшем, узнавая их, и управлять ими: переключая их и меняя поведение.
Ребенок научится понимать причинно-следственные связи:
если он хочет игрушку, не обязательно канючить и скакать на одной ножке, можно просто сказать об этом родителям.
5. Хвалите детей, описывая «хорошие» поступки. Используя доступные для Вашего ребенка объяснения: почему это хорошо? (хваля, описывайте на доступном языке).
6. Не врите Вашему ребенку, дети чувствуют фальшь.
7. Начинайте с хорошего – это формирует платформу выносливости. Так ребенку будет легче воспринимать «плохое».
8. Понимая свои чувства, ребенок будет распознавать и чувства других, это поможет ему в дальнейшей жизни.
Удачи Вам!