Найти тему

По воде с ветерком: почему сверхскоростные «Ракета» и «Метеор» могли появиться только в СССР

В этом году самое модное летнее развлечение в Нижнем Новгороде – покататься на новом «Метеоре», судне на подводных крыльях, выпуск которого (по решительно обновленному проекту) возобновился совсем недавно.

В прошлые годы таким хитом была канатка над Волгой между Нижним и Бором. А сейчас кораблик на подводных крыльях: билет стоит с полтысячи и покупать надо минимум за неделю, иначе мест нет.

О чем это говорит в городе речников? Люди соскучились по настоящим вещам, по крутым штукам родной нижегородской разработки, которые можно пощупать и которые работают.

Тем более отрадно, что Нижний – он же Горький – это родина советских судов на подводных крыльях. «Ракета», «Метеор», «Восход», «Беларусь», «Колхида» и еще несколько. С конца пятидесятых до конца советской эпохи. Потом, как водится, мерзость запустения – и вот новая поросль.

Значит, наследие «Красного Сормова» не пропало, и для нижегородцев (и не только) это самая приятная «корабельная» новость за много лет.

Вообще, «ракетообразные» – это тип судов, которых, пожалуй, и не было бы в полностью капиталистическом мире. Путевку в жизнь им дал именно СССР, и только у нас они производились действительно массово. Даже в наши дни почти весь подобный плавсостав в мире – нашей (советской и постсоветской) постройки.

То, что под обычный (водоизмещающий, действующий по закону Архимеда) корабль можно подвести специальные подводные крылья, которые поднимут корпус над водой и резко снизят его сопротивление, знали еще в XIXв. В начале прошлого столетия много где в мире строили опытные образцы, а во Вторую мировую по обе стороны большого глобального фронта начали строить торпедные катера такого типа: скорость, скорость и только скорость.

Сормовчане, надо отметить, еще в предвоенные годы были в числе лидеров. Именно тогда дебютировал будущий автор «Ракеты», «Метеора» и прочих Ростислав Алексеев.

То есть к концу войны стало понятно, что скоростное речное судно гражданского назначения (пассажирское, конечно) построить возможно. Что «летать» по рекам и озерам (а также, если сделать его побольше, на небольшие расстояния по морю) такой агрегат будет примерно втрое быстрее обычных судов (крейсерская скорость 80-100 км/ч).

То есть революция в речном транспорте напрашивается примерно такая же, как в авиации с переходом к реактивным двигателям от поршневых. Вот только коммерческий запрос на перелеты со скоростью 800-1000 км/ч в капиталистическом мире был, а на речные перевозки со скоростью автомобиля или поезда частных покупателей не нашлось.

Поэтому и разработали и построили крупными сериями «Ракеты» и «Метеоры» в СССР, обладавшем рекордной протяженностью внутренних водных путей и не самой развитой в мире дорожной сетью. Для нас это было (и, на самом деле, остается) актуально. Поэтому вложились в разработку и производство. Поэтому дотировали билеты.

И то, что на новом витке истории мы к этому возвращаемся, не может не радовать. Лишняя транспортная связность никогда не бывает лишней.

#транспортСССР #сделановСССР #поступьпрогресса #подводныекрылья