Многими творческими коллективами нашего славного города Торопец, давно делаются попытки обыграть старинные свадебные торопецкие обряды.
Эти попытки начинают как маститые мастера, так и совсем юные артисты.
Вот несколько работ творческого коллектива торопецкого детского сада Жемчужинка:
А это шедевр выполнен в Доме Культуры нашего города.
https://vk.com/video/@rdk_toropets?z=video-85035782_456239702%2Fclub85035782%2Fpl_-85035782_-2
Тексты песен творческие коллективы черпают в книге Михаила Ивановича Семевского "Торопец уездный город Псковской губернии".
Конечно же уместно осветить основные моменты биографии автора этого произведения.
Михаил Иванович Семевский родился в селе Федорцево, Великолукского уезда Псковской области, 16 января 1837 года.
По происхождению - дворянин.
После окончания Полоцкого кадетского корпуса служил в лейб-гвардии Павловском полку.
В 1877 году был произведён в действительные статские советники, в 1882 году — в тайные советники.
Публиковаться Михаил Семевский началв 19-летнем возрасте.
В сфере его интересов были: история XVIII — первой половины XIX веков, дворцовые перевороты, политический сыск петровской эпохи, биографии государственных деятелей XVIII века.
Первым печатным трудом стала статья в журнале «Москвитянин» (1856. — № 12) «О фамилии Грибоедовых».
В следующем году он издал историко-этнографическое исследование «Великие Луки и Великолуцкий уезд».
В 1861 году увидело свет произведение «Царица Прасковья» и очерки «Слово и дело» - посвященные следственному делу времен Петра 1.
В очерках «Слово и дело» автор сохранил почтительное отношение к Петру I, но не скрывал и тёмных сторон его личности и политики.
Значительную роль в русской культуре М.И.Семевский сыграл как издатель журнала «Русская старина».
Нашему городу этот знаменитый человек посвятил произведение "Торопец уездный город Псковской губернии 1016—1864 год". Издана книга была в Санкт-Петербурге в типографии В. Безобразов и К° в1864.
Из этого произведения предлагаю вам ознакомиться со свадебным обрядом, который был традиционном в городе Торопец в 17-18 веках.
Это описание изобилует народными напевами, которые Михаил Иванович собственноручно записал на торопецкой земле.
При Центральной районной библиотеке нашего города работает много лет студия "РУССКИЕ НАЧАЛА".
Творческая студия традиционного костюма "РУССКИЕ НАЧАЛА" изготовила часть свадебного наряда - головной убор невесты, знаменитый кокошник, который в простонародье назывался "шишак".
Историк М.И. Семевский писал в книге Торопец уездный город Псковской губернии:
"В старые годы торопчанки не расставались со своими тяжёлыми жемчужными кокошниками.
В них они являлись на гульбище, в церкви, в них занимались дома и на кухне".
Предоставляю вам фото с современного мастер класса торопчанки Т. Васильевой по изготовлению такого головного убора.
Торопецкий народный костюм был настолько великолепен, что Екатерина Великая выписала из Торопца несколько кукол, одетых в местный костюм.
По словам современников, император Александр I, находясь в гостях у богатейшего торопецкого купца третьей гильдии Ф. И. Поджарова в 1824 г., был поражен костюмами торопчанок и долго любовался их нарядами и головными уборами.
Петр I увидев торопчанку, наряженную в такой костюм, да еще и с элементами инородной моды, долго над ним веселился.
Известно, что жемчуг был часто употребляемым материалом для изготовления женских украшений в Древней Руси.
В изобилии раковины-жемчужницы водились и в реке Торопе, протекающей по городу.
В те времена жемчуга было так много, что купцы при расчетах его не взвешивали, а отсчитывали пригоршнями.
Молодой Петр I, немало и радостно удивленный смекалистой предприимчивостью местных купцов, выгодно торговавших с заморскими странами, наградил их льготной пошлиной: платить налоги наравне с иностранными торговцами.
Мудрость государева не замедлила сказаться на судьбе Торопца и его обывателей: деньга, стекавшая от льготных пошлин, не отягощала мошну купеческую.
Город тут же засиял многочисленными маковками соборов.
В процессе ведения каменного строительства сложилась своя архитектурная школа, в которой выделялся архитектурный стиль, называемый «торопецкое барокко».
Самобытный местный костюм так же, как и «торопецкое барокко», имеет свое «торопецкое лицо».
Существует целая серия портретов художников XIX века, запечатлевших костюм и его уникальный головной убор.
В этом ряду известно имя Авраама Клюквина (1777-1867 г.г.), живописца -портретиста, торопецкого самородока, вышедшего из экономических крестьян Иоанно-Предтеченского Вяземского монастыря Смоленской губернии.
Первоначально Авраам Клюквин был иконописцем.
Особенно ему удавались повторы с иконы Корсунской Божией Матери. Торопецкие власти одаривали иконами его письма замечательных гостей города.
Одна из копий иконы специальной депутацией торопчан была подарена императору Александру II. Впоследствии она демонстрировалась в залах Зимнего дворца.
Известна статья о торопецких портретах и торопецком костюме Р. Н. Антиповой "И это было в Торопце", в которой автор так же ссылается на записи из книги М.И. Семевского "Торопец уездный город Псковской губернии".
Приведу ее здесь полностью.
"В начале XX века в музее Псковского археологического общества в Поганкиных палатах экспонировался, как читаем в «Путеводителе по музею» (Псков, 1908 г.), «очень хорошей работы» безымянного живописца 1-й половины XIX века, «Потрет неизвестной торопчанки», в замечательной красоты колоритном местном костюме".
«В подобных старинных костюмах именитые торопчанки представлялись во время приезда великого князя Владимира Александровича» - комментируется далее в «Путеводителе».
Известный русский поэт К. К. Случевский, сопровождавший великого князя в 1885 г. в поездке по Торопецкому уезду Псковской губернии вспоминает:
«Тут впервые довелось увидеть всю типичность этих одеяний, сохранившихся в таком количестве только в Торопце. /.../.
Между женщинами были дворянки, купчихи, мещанки, замужние и незамужние, отличающиеся одна от другой большим или меньшим количеством жемчуга на кокошнике, но с классическим белым шелковым платком, идущим острием кверху над головой и широко раскинувшим свой плоский золотой рисунок по спине. / .../
Отличие женщин от девушек в том, что кокошники или вернее нижние пояса их, унизанные жемчугом, у девушек совершенно гладки, тогда как у женщин они оторочены целым рядом невысоких, остреньких также унизанных жемчугом характерных рожков».
Торопецкий костюм, как проявление своеобразной культуры края и свидетельство ее уровня, столь интересен, что невозможно не продолжить его описание, использовав сведения нашего земляка, редактора «Русской старины», историка М.И.Семевского, изложенные в книге «Торопец, уездный город Псковской губернии» (СПб, 1864), давшего в ней подробное описание быта Торопца, его игрищам, «субботкам». посиделкам, танцам, театру («комедь тенями и куклами», «живая комедь», его песенному фольклору, его истории и историческим лицам).
«Носили они сарафаны из парчи или штофной, или атласной ткани, распашные, на золотых и серебряных нитях, подпоясанные золотым поясом или широкой лентой.
Рукава белых рубашек из тончайшей материи вышиты, манжеты из кружев. Ворот и манжеты стягиваются золотыми или жемчужными запонами или широкими лентами.
Головы покрывались венцами (в девичестве) или кокошниками (в замужестве). В ушах жемчужные четырехугольные с камушками серьги, на шее - бусы жемчужные в несколько рядов.
Подобные костюмы стоили дорого (одни кокошники от 2 до 7 тысяч серебром) и передавались из поколения в поколение".
Столь же традиционны и идущие из глубин древнерусского искусства композиции торопецких портретов: поясных, прямоличных, с одной приподнятой перед грудью рукой, держащей платок или цветок.
Портреты, ведущие происхождение из Торопца (судя по характерному костюму), хранятся в музеях Москвы (ГИМ), Петербурга (ГРМ. ГЭ) и Пскова.
Однако, несмотря на изрядную развитость живописного мастерства в Торопце в 18 веке, бывшем временем наибольшего развития местной культуры, портретные изображения - явление достаточно позднее.
Чуть ли не до середины 19 века сохранялось поверье, что кто разрешит снять с себя портрет, в тот год и умрет.
Это предание жило во времена, когда торопецкие купцы торговали в Германии, Голландии, Англии и даже в Китае.
Императрица Елизавета Петровна пользовалась советами торопецких купцов в торговых делах.
Первый известный нам датированный и подписанный автором портрет относится к 1822 году.
В это время купечецкий сын Петр Петрович Находкин, получивший образование в Данциге, где отец его имел торговую контору, изучает русскую историю по летописям и актам, собирая материал для истории Торопца.
А живописец Авраам Клюквин, хорошо знавший его, завершает живописание портрета энергичного молодого мужчины с купеческой прической, но в сюртуке и с раскрытым письмом в руках - портрета купца Находкина.
Долгое время об Аврааме Клюквине существовало единственное письменное свидетельство: в книге В.Д.Щукина «Корсуно-Богородицкий собор в Торопце».
В этом произведении Авраам Клюквин представлен 90-летним стариком, дворянином, автором копии чудотворной иконы Корсунской Божьей матери, преподнесенной в дар торопецким купечеством царю Александру II 3 апреля 1867 года (после полученного 8 апреля 1866 известия о покушении на его жизнь). Эта икона позже хранилась в домовой церкви Зимнего дворца.
Архивные изыскания позволили дополнить фактами историю жизни художника Клюквина. Вот эти факты.
21 января 1814 состоялось торжественное открытие Торопецкого уездного училища.
О нем сохранился подробный отчет директора училищ Псковской губернии В. Караулова попечителю СПб-го учебного округа графу С.С.Уварову.
"После торжественного шествия в Корсуно-Богородицкий собор, божественной литургии, водосвятия и торжественных речей были сделаны пожертвования.
Среди жертвователей был и живописец Авраам Клюквин. Он обязался написать аллегорическую картину, изображавшую Миневру и Геркулеса, державших в руках вензель императорский, и под вензелем стоящего ангела».
Аврааму Клюквину была назначена должность учителя искусств в Торопецком уездном училище.
Утверждение в сем звании должно было последовать по получении из сената указа об исключении экономического крестьянина Клюквина из подушного оклада.
Личное дело художника, преподавателя искусств Торопецкого уездного училища означает контуры его жизни до 1835 года, когда обремененный семьей, которую он не в силах содержать на маленькую зарплату, уходит в отставку, живет в Торопце в приобретенном деревянном собственном доме и исполняет заказные работы.
К этому времени и относятся многочисленные портреты, пленившие многих торопчан.
Живописец любуется и позволяет нам любоваться каждой деталью праздничного наряда своих героинь.
С заинтересованной симпатией таланта всматривается в их лица, находя в каждом красоту человеческой индивидуальности, неповторимую музыку человеческой души, то простой и радостной, то мучимой сомнениями и горестями, то романтически затягивающей в свои глубины..."