===
7 сентября 1933 года на машиностроительный завод «Красный Путиловец» прибыла первая партия чертежей нового трактора, а уже 29 декабря из экспериментального цеха завода вышел первые три трактора модели «Универсал».
Пропашной трактор «Универсал» был разработан конструкторами Научного автотракторного института (НАТИ) в 1933 году на базе американского колёсного трактора «Фармолл» (Farmall F-20).
Надо отметить, что на заводе Красный Путиловец, расположенном в городе Ленинграде, с 1924 года выпускались локализованные американские тракторы под торговой маркой «Фордзон-Путиловец».
===
Пропашные сельскохозяйственные культуры требуют обработку междурядий практически весь период роста и созревания, а обычные тракторы с низко расположенным корпусом (типа Фордзон, СТЗ и ХТЗ), производимые в то время в СССР, для этой работы применять было проблематично.
Поэтому было принято решение разработать и производить универсально-пропашные тракторы, предназначенные для междурядной обработки различных сельскохозяйственных культур, а также для транспортных работ и привода стационарных механизмов.
Трактор «Универсал» производился полностью из отечественных комплектующих, при этом многие детали были унифицированы с тракторами СТЗ (Сталинградского тракторного завода).
---
===
«Универсалы» выпускались в двух модификациях, которые отличались только ходовой частью:
Пропашной трактор У-1: со сближенными передними колёсами, колеёй задних колёс 150 см и агротехническим просветом 73 см.
Универсально-пропашной У-2: колея – 135 см, просвет под передней осью составляет 50 см), который, помимо пропашных работ на малорослых культурах (свекла и картофель), может работать с плугом, борной, сеялкой или косилкой.
===
На тракторы «Универсал» устанавливался четырёхтактный карбюраторный 4-цилиндровый двигатель объёмом 3,6 литра (диаметр цилиндра – 95 мм, ход поршня – 127 мм, степень сжатия – 4,1).
Двигатель работает на керосине и развивает номинальную мощность 24 лошадиные силы при 1200 об/мин. Для работы освещения (две фары, передняя и задняя), на двигатель установлен генератор.
Подача топлива осуществляется самотёком, объём керосинового бака составляет 53 литра, бензинового – 3 литра (запуск двигателя осуществлялся на бензине при помощи магнето для зажигания).
---
===
Коробка передач – механическая (3 передачи переднего хода и 1 – заднего), муфта сцепления – сухая однодисковая, максимальная скорость трактора «Универсал», снаряженной массой 2 тонны, составляла 8 км/ч.
Задний ведущий мост трактора имеет дифференциал и бортовые передачи, тормоза барабанного типа (на У-2 тормоз установлен только на левой полуоси).
Радиус поворота трактора Универсал-1 составляет всего 245 см (благодаря конструкции сдвоенных передних колёс и возможности автоматического торможения одним из задних колёс).
===
Интересно, что тракторы «Универсал» оснащались автоматом для подъёма и опускания рабочих органов навесных сельскохозяйственных орудий, который работал от трансмиссии трактора.
===
Производство тракторов «Универсал» продолжалось в Ленинграде до 1941 года (всего было выпущено 110 тысяч тракторов У-1 и У-2), а в 1944 году производство этих тракторов было переведено на новый Владимирский тракторный завод (в город Владимир).
В заключение отметим, что в 1934 году завод «Красный Путиловец» был переименован в «Кировский завод» (завод имени С.М. Кирова) – в честь революционера Сергея Мироновича Кирова.
А в 1962 году на этом заводе началось производство знаменитых тяжёлых тракторов «Кировец» К-700.
===
Рекомендуем почитать:
-----