Найти тему
Учительская

Творческая работа учителя начальных классов на уроках русского языка в 3-м классе

Учебный год для всех участников образовательного процесса ставит свои цели. Для учеников важным остается самоопределение, ответственное отношение ко всему, что происходит в школе, радостное предвкушение новых открытий и сотрудничество. Для учителей этот список становится обширнее с каждым годом. Одна из главных задач педагога – выбрать учебник, который станет надежным помощником, существенно облегчит повседневную работу и увлечет учеников предметом.

Каковы критерии качественного учебника? Конечно же, это содержательность, универсальность, соответствие профессиональному стилю педагога, возрасту учеников и заявленному уровню сложности. Также важным остается возможность самостоятельной работы, наличие разноуровневых и, что немаловажно, интересных заданий, грамотная методическая поддержка.

Опытный педагог понимает: начинать учебный год необходимо, заранее продумав, каким учебником и дополнениями к нему он будет организовывать процесс обучения, соответствуют ли они тем критериям, которым должны обладать качественные издания, сможет ли учебный процесс принести положительные результаты, если материал будет подобран правильно, и так далее.

Опыта лично моей педагогической деятельности достаточно, чтобы понимать – я работаю именно с таким качественным изданием, который является моим помощником, облегчающим учебный процесс и увлекающим моих третьеклассников. Учебник по русскому языку В.П.Канакиной учебно-методического комплекса «Школа России» издательства «Просвещение» стал моей опорой на уроках, потому что помогает организовать работу в нужном мне направлении. Он полностью соответствует программе, содержит задания разного уровня, проектные работы, не перегружен лишней информацией, отвечает всем требованиям, предъявляемым к качественному учебнику.

В дополнение к этому учебнику можно использовать рабочие тетради, контрольные работы, проверочные работы и тесты по русскому языку. В этом учебном году мы с учениками продолжим сопровождать учебный процесс материалами к учебнику русского языка В.П.Канакиной.

Рабочие тетради по русскому языку под редакцией Е.М.Тихомировой, созданные издательством «Экзамен», конечно же, не могут заменить учебник, но их очень хорошо использовать для отработки практических навыков при усвоении материала. Кроме того, в таких тетрадях удобно выполнять домашние задания, особенно ученикам начальных классов, поскольку все вопросы и примеры посильные для выполнения. Возможна и работа в группах на уроке, что активизирует детей, вызывая интерес к родному языку. А у меня есть возможность реализовать свой профессиональный потенциал, так как в рабочих тетрадях много творческих заданий (Рис. 1). Занятия с использованием рабочей тетради показали ее перспективность, поэтому мы планируем продолжить работу и в этом учебном году.

   рис. 1
рис. 1

Сборник контрольных работ к учебнику русского языка В.П.Канакиной, выпущенный издательством «Экзамен», позволяет проводить срез знаний после изученной темы. Задания соответствуют заявленному уровню сложности, составлены с учетом компетентностного подхода в обучении третьеклассников. Каждая работа позволяет определить уровень владения материалом, что необходимо для успешного обучения. Особенно радует тот факт, что пособие направлено на формирование лексического запаса школьников. Это особенно актуально для изучения всех предметов. Присутствует возможность самостоятельного выполнения упражнений, так как детям предлагаются задания, в основе которых лежит работа с текстом: редактирование, восстановление, определение главной мысли.

Тематика текстов направлена на формирование эстетического вкуса учеников третьего класса, патриотизма и любви к родному языку (Рис. 2). По форме и содержанию варианты контрольных работ приближены к вариантам Всероссийских проверочных работ, что значительно облегчает подготовку к этой процедуре, призванной наладить регулярную проверку уровня знаний школьников на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам. Мы применяем сборники контрольных работ после изучения раздела, выделяя для этого урок.

   рис. 2
рис. 2

Проверочные работы к учебнику русского языка В.П.Канакиной подготовлены к каждой теме, что в значительной мере экономит время учителя. Разнообразные по содержанию и форме задания позволяют учителю выявить уровень владения материалом и вовремя скорректировать индивидуальную образовательную траекторию ученика. Самые трудные из них помечены звездочкой (Рис. 3) – это позволяет третьекласснику вспомнить ранее пройденный материал и закрепить его.

В помощь ученику – учебник, любой справочный материал и словари. С такой поддержкой не страшно совершить ошибку, чего боятся дети младшего школьного возраста. Проверочные работы успешно чередуются с контрольными. Выделяя для выполнения заданий несколько минут в конце урока, можно отслеживать усвоение темы каждым учеником.

   рис. 3
рис. 3

Практически на каждом уроке русского языка в третьем классе я использую тесты, предназначенные для тематического контроля знаний учащихся по основным разделам учебника «Русский язык» В.П.Канакиной. Традиционный подход к составлению заданий поможет ребенку в их выполнении: нужно лишь выбрать правильный ответ из трех предложенных. Также легко узнать результат и итоговую оценку за тест, так как каждый вариант содержит 10 заданий. Именно поэтому сборник будет полезен не только учителям, но и родителям. А тексты, использующиеся в этом сборнике, имеют воспитательную направленность. Стандартный подход к составлению заданий и качественное содержание делают сборник тестов незаменимым при проведении текущего контроля (Рис. 4).

   рис. 4
рис. 4

Могу с уверенностью заявить: материалы к учебнику русского языка В.П.Канакиной от издательства «Экзамен» созданы для качественной организации учебного процесса. Каждый учитель может решить, как продуктивно использовать пособия для интеллектуального развития младших школьников. Все зависит от поставленной цели и конкретного класса. Авторы-составители рабочих тетрадей, контрольных, проверочных работ и тестов к учебнику «Русский язык» В.П.Канакиной предоставили учительскому сообществу материалы, способные облегчить труд педагога, сделать учебный процесс организованным и интересным.

Александра ПАНАРИНА, учитель русского языка и литературы школы села Плеханово Грязинского района Липецкой области

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».