Воистину, не так страшны дети, как их родители.
Сейчас много "особенных" детей, которых родители (хотя чаще всего матери) изо всех сил пытаются интегрировать в общество. И в меня сейчас полетит тонна тапок, но мое отношение к этому - двоякое. С одной стороны, детей жалко, и они не должны жить в изоляции. Но с другой...
Лет 15 назад в нашем городе была история - одна деятельная маман "особенного" ребенка пропихнула его в обычную общеобразовалку. С криками, судами и скандалами, но добилась своего. Я помню, как в местных газетах и на телевидении пели ей дифирамбы и называли героем нашего времени. Шутка ли - прорваться сквозь чиновничий беспредел и отстоять права своего ребенка на нормальное образование? Но изнанка этой красивой истории оказалась... не очень красивой. Потому что ребенок так и не смог приспособиться к школе. Оказавшись в большом классе без мамы, он просто садился на пол и начинал кричать. Охрипнув, забивался в угол и тихо мычал до конца занятий. И да, в туалет он тоже не отлучался, последствия можно себе представить. Снова были суды, скандалы и разбирательства. В итоге несчастного ребенка из школы забрали, но за эти несколько месяцев поседели не только учителя, но и дети. И ведь даже тогда были у нас специализированные школы! Но нет: "Мой ребенок не псих! Он такой же, как и все остальные!"
Особо хитрые родители скрывают то, что у ребенка есть какие-то расстройства. С такими мне самой нередко приходилось сталкиваться. Созваниваемся, договариваемся об уроке - все нормально, все, как обычно. Наступает первое занятие, и сразу понимаешь - что-то не то. Ну а минут через пять все становится ясно. Разумеется, урок я провожу, как положено, но потом неизбежно наступает разговор с мамой. Тут я тоже корректна до неприличия, задавая вопрос:
- Подскажите пожалуйста, какие особенности характера и темперамента есть у ребенка, о которых преподаватель обязан знать?
И главное - взгляд выразительный. Начинается ламбада:
- Ой, ну вы знаете... У нас аутизм... Но это ничего страшного, мы ходим в обычную школу! Так-то все хорошо, только нужно немножко подтянуть...
(перевод с мамского: "немножко" - это выучить язык с нуля, потому что ребенок не может назвать свое имя и возраст в 7 классе)
- Я вас понимаю. Но дело в том, что у меня нет необходимого образования и квалификации, чтобы заниматься с такими детками. Наши занятия будут неэффективны. Я могу подсказать вам контакты замечательного педагога, который специализируется...
- Нам не надо! Они дерут втридорога!
Ну понятно. Вот оно - сладкое слово "халява". Сарафанное радио разнесло, что с частников я беру очень по-скромному. Дальше возможно три варианта развития событий:
- меня грозятся засудить за нарушение прав ребенка - я ведь отказываю в получении образования! (мне как юристу по второй "вышке" это особенно смешно);
- начинаются слезы-сопли, что кругом все дорого, и я просто обязана войти в положение;
- заверения, что ребенок совершенно нормальный и справится.
В первом случае я сразу прощаюсь, отключаюсь и блокирую везде.
Во втором иногда удается убедить, что ну не умею я работать с такими детьми. Не получится ничего. Я с тем же успехом могу преподавать балет.
В третьем я говорю, что в таком случае нам нужно заниматься как минимум два раза в неделю, и ребенок должен выполнять весь объем домашки.
И на этом все радостно заканчивается.
Но всегда основной посыл - "вы должны!", "вы обязаны!". Я ничего не должна. Когда мы договариваемся о первом уроке, я сразу излагаю свои условия: не младше 10 лет, обязательно наличие компьютера или как минимум планшета и гарнитуры с микрофоном, без РАС и прочих подобных расстройств, деньги за урок вперед. Чем люди думают, когда подписываются на это - мне решительно непонятно. Надеются, что я не замечу? Я замечу. Что проскочат? Не проскочат.
А страдают, как всегда, дети.