Встретив Новый год во Флоренции, 1 января я отправился в короткую вылазку в соседний город Пизу. Примерно так же в этом году я смотался на полдня из Петербурга в Выборг, а из Екатеринбурга в Невьянск. Технология таких поездок проста: поезд, прогулка по городу до главной достопримечательности, ее осмотр и возвращение на поезде.
Пиза - это 80-тысячный город в Тоскане. Некогда столица первой могущественной морской итальянской республики. Но в конце 13 века город потерпел поражение в борьбе с Генуей и утратил могущество. В начале 15 века Пизу захватили флорентийцы и после неудачной попытки освободиться на рубеже 16 века город стал частью Тосканского герцогства. Главные достопримечательности Пизы были построены во времена ее расцвета в 11-13 веках. В Пизу я конечно поехал из-за знаменитой падающей башни.
Погуляв немного по притихшей после встречи Нового года Флоренции, я отправился на ж/д вокзал города. Меня тогда очень позабавила система продажи билетов на вокзале S.M.Novella. Чтобы купить билет в кассе надо взять сначала талон в автомате. Сейчас такая же система действует в родной Тюмени. Но потом я понял, что очередь длинная и пошел к автоматам, где очень просто карточкой или за наличку можно купить билет за пять минут. А тебя по-прежнему ждут в кассе (поэтому и очередь большая, издержки современной техники). В Пизу ехал на двухэтажном региональном поезде, время в пути час с небольшим.
Пиза оказалась интересным и элегантным городком, туристов было немного, кроме площади Мираколи конечно. От вокзала до вышеназванной площади я добирался пешком. Сначала вышел на главную современную площадь города Vittorio Emanuele.
Удивило наличие на ней искусственного катка (было тепло, больше +10).
Потом повернул налево в сторону Арно по улице Franceso Crispi. На набережной Арно осмотрел миниатюрную церковь Санта-Мария дела Спина.
Здания на набережной мне показались как-то красочнее строгих и помпезных флорентийских (и вообще городок выглядит как-то празднично, ярко, как будто радуется жизни).
На место сосредоточения главных пизанских достопримечательностей Кампо деи Мираколи (Поле чудес) я вышел не с главного входа через ворота Porta Nouva, через которые обычно входят организованные туристы, а с юга через улицу Roma. Читал в одном путеводителе, что когда попадаешь на зеленое море Кампо деи Мираколи через ворота, то хочется бежать вперед к великолепию впереди. Я же увидел сразу башню. Причем с самой выгодной стороны, где видно, что она падает, но не заслонена Баптистерием и Собором.
Потом когда осмотришься, понимаешь, что башня просто раскрученный туристический бренд и со стороны ворот она просто теряется на фоне громады Баптистерия и изящества Собора.
В отличии от Флоренции в Пизе 1 января все музеи работали в обычном режиме. Если приезжаете в Пизу самостоятельно и хотите подняться на башню, советую сразу идти в кассу и покупать билет. Я удивился, когда увидел короткую очередь на башню. Оказалось, что билеты покупают по времени. Купил билет на ближайший доступный сеанс в 17-15 (через 2 часа) и понял, что на башню я поднимусь уже в темноте. Удивила цена, посещение башни дороже даже Ватиканских музеев (при просто несоизмеримой художественной ценности). Решил в Баптистерий не ходить, в подобное сооружение попаду завтра во Флоренции.
В Собор можно пройти бесплатно. Собор интересный. Фотографировать запрещено...
Но я крадче "щелкнул"...
В соборе есть, что посмотреть, например, надгробие императора Генриха VII. Если бы не преждевременная смерть этого императора, наверное, сейчас Пиза была бы главным городом Тосканы, а не Флоренция. В XII – XIII веках город был значительно круче Флоренции и соперничал с Генуей и Венецией, но так сказать надселся.
И главным свидетельством былого величия города для меня является наличие в городе очень оригинальной достопримечательности - кладбища Кампосанто.
Элегантное здание показывает, как богат был город в XIII веке. Здание сильно пострадало в годы II мировой войны, от грандиозной фрески "Триумф смерти" остались только фрагменты.
После суеты, которая царит на площади, можно в тишине прогуляться прямо по могильным плитам, размышляя о призрачности величия и тщеславии пизанской буржуазии и современного католического истеблишмента (последние захоронения произведены уже в наши дни, похоронены католические иерархи).
На закате я отправился подниматься на Пизанскую башню...
Подъем на башню несколько меня разочаровал. Нет на ней ничего особо интересного, а после заката смысл подъема только в одном: потом снисходительно говорить "Да был я на этой башне…". Хотя Галилео Галилей извлек пользу из своего подъема, проводя на ней исследования скорости падения тел. Сейчас это невозможно, верхняя площадка зарешечена. Ну и Пиза, и Италия неплохо зарабатывают на башне, хотя если бы цена была адекватной на башню было бы совсем не попасть. Посещение башни – этот как бы экскурсия. Пускают строго по времени на билете. Нельзя проносить с собой сумки любых размеров. Меня заставили сдать в камеру хранения даже маленькую барсетку. Сначала гид на итальянском и английском языках рассказывает некоторые сведения о башне.
Потом можно подниматься.
Кстати, подъем достаточно сложный, высота башни над уровнем земли 55 м. Я разогнался и взлетел наверх на одном дыхании, которое сразу сперло. Можно подниматься не спеша, времени хватит. Один раз прошелся по кругу на верхнем уровне, поглядел сверху на слабо освещенное Поле чудес и такой же темный город (экономят итальянцы на электричестве).
После поражения в войне с Генуей, Пиза начала клониться к упадку, который завершило заиливание устья Арно и прекращение функционирования морского порта. С удивлением узнал, что Пиза оказывается, была ранее морской республикой. В итоге город попал под власть Медичи, что ему оказалось только на пользу. Это видно по элегантным зданиям времен Медичи, например, на площади деи Кавальери. Сувенирные магазинчики имеются только в районе Поля чудес и прилегающих улиц . Около вокзала можно купить только магниты у афроевропейцев и евроарабов, а на главной торговой улице Пизы (естественно, как в каждом уважающем себя итальянском городе, называемой Corso) сувениры купить невозможно. Поэтому путь от вокзала до Мираколи и обратно мне пришлось проделать дважды.
Причем когда второй раз шел от вокзала в сторону Мираколи, сотню метров меня сопровождала пизанская черная крыса. В качестве сувениров купил деревянные фигурки Пиноккио (Буратино это наше подражание, и означает по-итальянски просто "деревянная кукла"). Кстати именно в Пизе обратил внимание на сувениры этой тематики. В общем, как кот и лиса побегал за буратиной на Поле чудес. Далее ассоциации продолжать не буду, а то жители Тосканы обидятся.
Вокзалы в Италии очень хорошо организованы.
Чисто, светло, без проблем можно перекусить. Даже в заштатной Пизе на вокзале имеется фудкорт. Во Флоренцию возвращался в полупустом вагоне. Очень удивился отношению к неграм в толерантной Европе. Когда в вагон зашел афроевропеец (причем прилично одетый) двое пожилых итальянцев сразу перешли в другой вагон. Во Флоренцию я вернулся около девяти вечера, уставший, но, несмотря даже на некоторое разочарование башней, полностью удовлетворенный. Пиза интересный город (хотя не знаю, поехал бы я туда, если бы там не было башни).
Вечером в итальянских городах купить спиртное и продукты проблема, надо найти работающий после 20-00 магазин. Пиво не главный в Италии спиртной напиток, но мне понравилось. По-крайней мере лучше нашего. Питался я по-прежнему в основном пиццей, жалко было времени, да и дорого. Вечером к тому же просто не было сил на посещение приличных заведений.
Спасибо за внимание...
Продолжение следует...