Когнитивные искажения - попытка одной из систем мозга защитить нас от сложного и долгого принятия решений. Некий забор, ограждающий от потери времени.
В мозгу есть две системы:
Первая строит гипотезы и суждения очень быстро, практически моментально. Например, если ребенок обжег руку о горячую плиту он быстро понимает, что так делать больше не надо.
Вторая либо принимает решения путем логических решений. Это как рассматривать место, куда поступать. Важен не только престиж профессии, но и условия обучения, расположение корпусов, наличие общежития и отсутствие в ней тараканов и прочие прелести жизни.
Вторая медленная, в отличие от первой. Если мы и можем посидеть и долго подумать, куда будем поступать, потому что делаем это одноразово, то решать повседневные проблемы постоянно с помощью логики долго и сложно.
Чтобы сэкономить время, первая система берет руль в свои руки - во внимание принимается только одна или несколько сторон.
Например, я вижу квадрат. На самом деле это куб. Но мне было лень обходить фигуру со всех сторон, чтобы принять решение. Я посмотрел на грань передо мной и вывел: передо мной квадрат.
Давайте рассмотрим некоторые из когнитивных искажений:
Иллюзия истины.
Чем более узнаваемый образ, тем надежнее он в наших глазах.
Например, я вижу рекламу тренажера для пресса по телевизору. Накаченный мужчина обещает, что мне не нужно делать никаких упражнений и соблюдать диету. Нужно просто купить чудо-машину, которая формирует кубики вибрациями. Конечно, я не поверю в это. Но на следующий день я вижу, как мой сосед Влад пользуется этим тренажером. Захожу посмотреть видео на YouTube, а там меня встречает реклама этого тренажера. Через неделю я вижу его на полке магазина с подписью “продукт недели” и покупаю.
“Наверное, это крутая вещь, уже столько раз про нее слышал, куплю”
Совсем не важно, что первое впечатление о бесполезности тренажера было верным. У Влада пресса не появилось, модели в рекламе соблюдают диету и упражняются. Я потратил деньги. Искажение сработало в пользу маркетологов
Эффект привязки.
Точка отсчета влияет на оценку.
Например, менеджер приходит в автосалон за покупкой автомобиля. Машина стоит миллион рублей. Через две недели менеджер снова приходит в салон и видит цену в 800 тысяч рублей.
“Выгодная покупка… дешевле на 200 тысяч, надо брать”
Или наоборот, приходит и видит ценник в 1,2 миллиона
“А почему цена поднялась? Покупать не буду”
Может быть, машина изначально стоила 800 тысяч, а цена была поднята как раз в расчете на принцип работы мозга. Получилось.
Искажение в восприятии собственного выбора.
Если мы выберем что-то, то будем защищать его сильнее, чем если бы это не выбрали.
Например, если я купил Iphone, я буду защищать его преимущества. Он стильный, делает хорошие снимки, надежный и т д. Может быть, для меня эти факторы не играют никакой роли и я купил телефон, потому что он мне часто попадался на глаза (эффект иллюзии истины), но теперь, когда мой друг с Самсунгом убеждает меня в том, что Самсунг лучше Айфона, я буду стоять насмерть.
Вывод:
Мы встречаемся с когнитивными искажениями каждый день. Осознание, что они есть, поможет ошибаться меньше.