Во времена Сталина СССР и Китай дружили. Росла торговля, шел обмен специалистами. Но в конце 50-х произошел раскол в советско-китайских отношениях. Бывшие друзья на 30 лет стали врагами. В чем же причина резкого охлаждения между Китаем и СССР?
Любопытно, что раскол был предсказан ЦРУ. После смерти Сталина американцы пытались предсказать дальнейшее развитие событий. И полагали, что в СССР начнется борьба за власть между слабыми лидерами. А Китай, вместе с харизматичным Мао Цзэдуном, сам будет стремиться стать самостоятельным лидером мирового коммунизма. И это неизбежно приведет к расколу. Так и случилось.
Никита Хрущев начал с подарков Китаю – отдал просто так доли СССР в совместных предприятиях по добыче и переработке металлов, нефти и т п. Соглашение было абсолютно невыгодно СССР.
Китай просто забрал подарок, оценив его, как слабость нового руководства Советского Союза. В то время в СССР нарастали настроения по развенчиваю культа Сталина, которые не приветствовались Мао Цзэдуном. Китайские лидер заявил, что Сталин был лидером не только СССР, но и мирового коммунизма. И постоянный негатив в его адрес сильно уязвляет китайцев.
Во-вторых, СССР высказался за идею мирного сосуществования с капиталистическими странами, что тоже противоречило планам Китая.
Как отмечает Евгений Спицын в книге «Зигзаги хрущевской внешней политики в 1953 – 1964 годах»:
Мао Цзэдун призвал СССР не бояться третьей мировой войны, которая навсегда покончит с империализмом.
Китай призвал СССР объединиться против США, которого Мао называл «бумажным тигром».
Китай давно вынашивал подобные планы. Бывший лидер Ли Лисань предлагал подобное Сталину, но его предложение также было отклонено. Так что, в данном случае Хрушев продолжил курс Сталина, не рискнув развивать идеи мировой революции.
Китай не был особо сильной военной державой,. Поэтому нетрудно предположить, зачем это им было нужно. Китай хотел, чтобы СССР и США изнурили себя в атомной войне. А Китай быстро занял место мирового лидера.
В итоге, в советской идеологии коммунистический Китай занял место троцкизма с его идеей мировой революции. Потому что страна восстанавливалась бурными темпами после Великой Отечественной. И никакого интереса к Третьей мировой не было.
Требования Мао Цзэдуна передать Китаю ядерные технологии также были отклонены. Также Мао требовал у СССР передачу Китаю Монголии.
Риторика была агрессивной и выглядела неадекватной. Китай исключительно требовал, ничего не предлагая взамен. Видимо почувствовали слабость советского руководства после ухода Сталина и решили забрать максимум. Почему и нет, раз дают?
Дальше отношения между СССР и Китаем шли вниз по наклонной. И достигли пика кризиса в 1979 году во время китайско-вьетнамской войны. Вот советский плакат того времени:
Вот как прокомментировал этот плакат советский пропагандист Дмитрий Воробьев:
Странное техническое решение. Презираемый враг оказался расположен выше, чем «наша» сила. Это весьма необычно. В визуальной пропаганде враг должен находиться в нижней трети плаката. Чтобы все сразу увидели безнадежность своего дела и свою неминуемую гибель.
Видимо, автор плаката просто хотел быть географически точным, не взирая наполитические цели. Поэтому «наши» - Вьетнам, находятся слева внизу. Так как Вьетнам находится на юго-западе относительно Китая. А Китай, соответственно, на северо-востоке.
Китаю не нравилось новое сильное государство, которым после освобождения от Франции стал независимый Вьетнам. Вьетнамцы тоже особой любви к большому соседу не питали и начали выгонять из страны этнических китайцев. Возникла напряженность, которая переросла в войну. Китай вторгся во Вьетнам, поставив целью захватить часть территорий и снизить боеспособность страны. СССР выступили на стороне Вьетнама.
Китай даже попробовал заручиться поддержкой бывшего врага - США, объяснив, что это экспансия СССР.
Война закончилась странно. Обе стороны заявили, что победили, оставшись при своих. Понесли примерно равные потери - по 20 тысяч солдат с каждой стороны.
Отношения с Китаем начали восстанавливаться после смерти Брежнева. Окончательно сблизился с Китаем Михаил Горбачев.
А что сейчас
Отношения России и Китая сейчас мне напоминают прохладный нейтралитет. Как нелюбимые коллеги на работе, которые вынуждены работать совместно над решением проблемы. И создают иллюзию, что "все хорошо".
В прессе - и российской и китайской - говорится много хорошего про наши отношения. Был год русского языка в Китае и китайского языка - в России. Наша страна стала первой, которую посетил лидер КНР Си Цзиньпин когда возглавил Китай.
Во внешней политике у нас был объявлен "поворот на восток". Однако у Китая главный торговый партнер - именно США и не очевидных причин для сближения.
Мы подписали соглашение с Китаем, где вместе выступили против дальнейшего расширения НАТО. Россия также отвергла независимость Тайваня.
На Западе отношения Китая и России не рассматриваются, как равные. По мнению экспертов Европейского совета по международным отношениям, Китай готов рассматривать Россию в статусе младшего партнера. Как поставщика ресурсов. Все текущие торговые соглашения более выгодны китайской стороне. И Китай готов их и дальше заключать к собственной выгоде.
Однако в текущей ситуации мы вынуждены ориентироваться на восток и соглашаться с требованиями. Но не спешим открывать объятия "новому другу".
Когда вы так пристально присматриваетесь друг к другу, когда градус настороженности выше градуса доверия - можно ли назвать это реальной дружбой? Вопрос риторический.