Ну вот, из за некоторых комментариев как только у меня голова свободна, так в ней заявляет о себе одна мысль, тут мне в эту голову закинутая. Как влияет общение ребенка со сверстниками в дошкольном и школьном возрасте на всю его дальнейшую жизнь и влияет ли?
Доброе утро всем. Доброе утро, клуб!
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 27 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 18-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя шесть лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Чаще я пишу про Сашу, но иногда воспоминания про Макса всплывают. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живем, когда дети выросли, но они мне всё равно сын и дочь.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи. А ещё есть чат, где собираются желающие просто потрындеть. Он тут.
Ну вот смотрите. Я в детстве росла практически без общения со сверстниками. Я в детский сад не ходила (надо признать, сама взбунтовалась), в школе у меня были большие сложности в общении со сверстниками, мои развлечения сводились к "у тебя есть книжки и полно игрушек, сиди себе и играй, и взрослым не мешай". Кстати, а я помню, как я не умела даже играть! Надо вспоминать свои детские эмоции, кому-нибудь пригодится. То есть даже учить ребенка играть НАДО взрослому. Как итог: ну, из меня что выросло, то выросло. У меня свои игрушки, в которые я до сих пор играю одна.
Посмотрим на Саньку. Санька же тоже, получается, в дошкольном и младшем школьном возрасте была несколько изолирована от коллектива сверстников. По объективным причинам. Как итог: ну, что выросло, то выросло. Ей в своей комнате комфортней жить одной. У неё тоже намечаются свои игрушки, в которые она пока что собирается играть одна.
А вот Макс, сколько я его помню, всегда был в какой-то толпе детворы. Начиная с момента нашего с ним знакомства. Мало того, что в толпе детворы, он еще куда-то эту толпу за собой тащил.
Помню первый день, когда я Макса своего восьмилетнего в Волгоград привезла и во двор его выпустила... Большая девятиэтажка на 300 квартир, а рядом еще четыре таких же дома, которые образуют этот самый двор. Разномастной детворы в округе полно. Дети все такие... Разные, короче. Кто на иностранный язык с детсада ходит, кто в компьютерные игры играет, за уши не оттащишь. Например, одноклассник Макса в это время продолжение к "Гарри Поттеру" взялся писать. А мой, чтоб вы все понимали...
А мой спрашивал разрешения послушать телефонную трубку, как там гудок гудит. Не разговор какой-то, а вот просто снять трубку стационарного телефонного аппарата и "мам, а можно я послушаю, как в телефоне гудит?" и "мам, а горячая вода в кране что, никогда не кончится? И ванну с пенкой можно каждый день???"
Как я волновалась, когда с Максом в первый раз во двор выходила, словами не передать. Как на экзамен шла, коленки тряслись. Ну а как его мальчишки во дворе воспримут? Он маленький, в свои восемь лет на шестилетнего похож, внешне прям калмычонок, вылитый Джеки Чан в детстве, да еще и компьютера в глаза ни разу не видел, продолжения к Гарри Поттеру опять же не пишет...
Максика толпа пацанов окружила, человек восемь, наверное. Интересно же, новенький во дворе, он же теперь тут будет жить!
У меня поджилки от страха трясутся, а мой маленький Джеки Чан с достоинством заявляет самому авторитетному пацану:
- Тебя как зовут? Костик? Костик, а хочешь, я ТЕБЕ КУЗНЕЧИКА ПОЙМАЮ??
И Костик и рта открыть не успел, как Максик прям как кот в кусты лебеды прыг, рот до ушей, и вытаскивает Костику оттуда кузнечика... Их у нас в августе полно. Вот за каким предметом им эти кузнечики, я понятия не имею. Но Макс опять же с видом победителя разворачивается к толпе мальчишек:
- Ну, становитесь в очередь! Я сейчас ВСЕМ кузнечиков поймаю! Просто так!
Ага. По доброте душевной. А пацанам-то куда деваться? Стали в очередь почему-то. За кузнечиками.
И Макс поймал. Каждому. И тут же умчался с ними играть. И учить ловить в лебеде кузнечиков. Так что еще неизвестно, какие навыки важнее - писать продолжение про Гарри Поттера или каждому новому знакомому суметь поймать по кузнечику...
И когда мне вопросы задают, каким же образом я Максика воспитывала, как прокачивала ему финансовую грамотность, как учила его общаться с другими детьми, как то, как сё, что он вот такой в результате вырос... Ребят, а я его не учила. Это я у него училась, правда. Ну, я вот так не умела: хоп, и хочешь, я тебе кузнечика поймаю, и полный двор друзей.
Каким образом он умел все то, что другие скрывают и стыдятся-стесняются, превращать в достоинства, я не знаю. Про то, как Макс гордился тем, что вот все другие мам себе не выбирали, а мы друг друга себе выбрали, поэтому приёмные семьи лучше, чем обычные, уже написано. Так даже небольшие физические недостатки ребенок превращал в достоинства, которыми, оказывается, можно гордиться, что для меня опять-таки загадка...
У маленького Максика у ушных раковин были две выпуклые родинки. С двух сторон, симметрично, но прям торчали. Как две маленькие антенны. Я ему волосы отпустила, чтоб их прикрыть и чтоб не заметно было. Я - чтоб незаметно было, а вдруг дразнить начнут, а мало ли... А этот обладатель родинок во дворе задирал наверх волосы и говорил пацанам:
- А смотрите, что у меня есть! Это всё потому, что я - необычный мальчик! Тут у меня связь с космосом! И если мы с тобой друзья и на этой неделе не подерёмся, то в субботу я, может быть, РАЗРЕШУ тебе эту мою антенну даже потрогать! Одним пальцем!
Где и как этот ребенок еще до появления меня в его жизни ТАК прокачал свои коммуникативные навыки, я понятия не имею. Но как только Максик у меня дома появился, так дом стал набит детьми. Если это осенний вечер, то один-два-пять человек плюс Макс в комнате во что-то играют. Если это выходной, то или Макс с ночевкой к другу идет, или друг - к нам. Если мы едем на дачу, то сколько мест в машине, столько и друзей с нами едет. А уж когда мы переехали в свои полдома, то, по-моему, у нас жила половина футбольной команды. Несмотря на ворчания и недовольство бабушки, постоянно меня вопрошавшей: "У этих детей что, своего дома нет?"
А в моём детстве нельзя было ночевать у кого-то просто так, без причины. Потому что у меня был свой дом, и у всех был свой дом. Мама точно знала это. У меня дома, кажется, никто ни разу не ночевал, и мне как-то и в голову это не приходило... А меня отпускали пару раз, наверное, когда родители у подружки уезжали в город с ночевкой, и я была уже классе в девятом.
А у Сани просто нет душевной необходимости тащить друзей домой. Можно, но она - не приглашает. Ей одной комфортно. Первые годы проживания у меня я активно пыталась Саньку передружить хотя бы с одноклассниками. То в город на народные гуляния, то на каток там... Нет, в приглашения домой эти мероприятия не вылились. Закадычной подружки, чтоб со школьной скамьи и в дальнейшую жизнь, как вот у Макса, - у Саши нет. И у меня нет. Да, просто общение, просто в кино сходить, просто на переменке пошушукаться. У меня дружба началась с университетских времен. У Саши, похоже, всё еще впереди. Да, наверное, года два была дружба с соседской девочкой, когда они и в школу-после школы вместе ходили, и ночевать по выходным друг к дружке по очереди, а потом раздружились чего-то и всё. То есть я не могу вспомнить, чтоб за последние три года Сашка кого-то приглашала к себе домой. В общежитии из своей комнаты она тоже место для коллективных дискотек совсем не устраивает, скорее наоборот. Её дом - её крепость. То есть у общежития Сашка общается с удовольствием, совместные прогулки - да, а вот за дверь своей комнаты - нет-нет. Последний год я тоже за дверь её комнаты не особо нос засовываю. Даже когда Сани дома нет.
Вот мне теперь чрезвычайно интересно: человек рождается такой, с встроенной функцией общения? Или с её отсутствием? Если функции общения заводом-изготовителем не предусмотрено, то это как-то воспитывается? Если воспитывается, то в любом возрасте или всё-таки лучше в детстве? И она вообще необходима или пусть будет, как получилось?
Вот Максу в детстве даже компьютерные игры были нужны меньше, чем живой футбол. А живой футбол это прежде всего что? Это же не "22 бугая, да на полтора часа"... Это - коллектив, это умение увидеть выигрышную позицию, увидеть сильные стороны игроков своей команды, вовремя отдать пас (ох, помню, как тренер материл такого "индивидуалиста", который мяч захватит и один, как танк, пытается к воротам противника прорваться, а тренер ему: Васька в отличной позиции открытый стоял, а дальше Пашок. Если бы ты товарищу пас отдал, да, гол забил бы не ты, а Пашок, но команда бы выиграла. А из-за того, что ты хотел личной славы, мы все проиграли!"), это - живое общение живых людей прежде всего... Которого сейчас из-за гаджета, прилипшего к руке, всё меньше и меньше. И получается, что именно командный спорт вырабатывает умение видеть выигрышную позицию для коллектива в целом, а не для тебя лично. Но в итоге-то выигрывают ВСЕ!
А если этот принцип перенести в рабочий коллектив, или в семью? Вот у Макса это всегда отлично получалось и сейчас получается. Его всегда тренер хвалил за умение мгновенно увидеть поле, оценить обстановку и грамотно передать пас. Знаете, что такое голевая передача? Голевая передача – это процесс, во время которого один игрок передает мяч (шайбу) другому игроку из своей команды и тот забивает гол. Оценивают такую передачу так же, как и гол.
Так вот, у Макса, пожалуй, голевых передач больше, чем забитых голов.
А у меня - навряд ли. И у Сашки тоже навряд ли много таких передач. Может, поэтому у Макса всё в жизни как-то легко и просто, само собой прямо, а мы с Сашкой воюем, переливать шампунь в пузырёк с дозатором или нет.
Нет, специально Макса я вообще ничему не учила. Ни финансовой грамотности, ни общению. Ни "голевым передачам". Мы просто жили и всё как-то катилось само собой.
Теперь вот думаю хожу. Не первый день уже. Получается, что ребенка НАДО учить общаться с равными себе? Со времён песочницы? То есть постараться не влезать лишний раз, пока твоему сокровищу всерьез ничего не угрожает, а наблюдать и думать? Отобрал чужое ведерко или у него отобрали? Или поменял ведёрко на мячик? Не включать аварийную сирену "Я счас всем устрою, кто тут мою сладкую лялечку обидел", а учить свою сладкую лялечку соответствующим возрасту "голевым передачам". Чтоб в итоге выигрывала команда, а не ты лично.
Вообще-то я хотела написать, как детский футбол помогает Максу всю жизнь. И в армии, и в работе, и вообще. А понесло меня не в ту степь.
И рассуждалки по поводу того, насколько нужен не просто спорт, а именно командный спорт в жизни детей, и про то, какая у Макса жена Женя молодец, я, пожалуй, немножко отложу. На долгие осенние вечера. Потому что Санька контент поставляет - ууу... А то потом не по горячим следам не так ярко и актуально будет. Потому что и Таню, которая пиццы тыбзила, уже уволили, а Саня так и работает, правда, только раз в день. И Санька уже в общежитие на учебу поехала, а в свою комнату-то так и не заселилась до сих пор. А мы уже квитанции на оплату коммунальных услуг получили! А чего это за газ платить, если Санька ни разу его не включала?
Смотрю я на Саню и думаю: даааа... Кажется, я начинаю понимать, как детдомовские дети, получив жильё, обрастают всевозможными долгами и в итоге без квартир остаются. У Саньки-то я всё-таки до сих пор есть. и родительское зычное "ЦЫЦ!" пока еще вес имеет. А у детдомовских-то совершеннолетних ключи от квартир есть, а "цыц" сказать некому...