Слёзы наворачиваются на глаза при виде нежной юной девушки, которую отдают за богатого старого козла. Благодаря этому мощному эффекту, картина «Неравный брак» мгновенно сделала суперзвездой никому не известного 29-летнего художника Василия Пукирева.
Публика была до глубины души потрясена его мастерством. Все критики приняли произведение с распростёртыми рецензиями. А маститые коллеги (например, Илья Репин) – высказались о картине с плохо скрываемой завистью.
Полотно немедленно была куплено коллекционером Александром Борисовским. Но у него картину за 1500 рублей (огромная сумма по тем временам!) выкупил Павел Третьяков. И по сей день картина «Неравный брак» заслуженно занимает почётное место в Третьяковской галерее.
Казалось бы, проснувшийся знаменитым Василий Пукирев должен был ликовать! Так оно и было, но радость живописца омрачила безобразная ссора с близким другом – молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым.
«Он не бедный парень, кстати, но…»
Друг художника был страстно влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, купеческую дочку. Их роман развивался стремительно, и быстро зашёл далеко (но не туда, куда дело идёт сейчас, а – до стадии поцелуев, признаний, сватовства и помолвки).
Всё шло к свадьбе, но помолвка неожиданно была аннулирована. Причём по инициативе Софьи. Потому что появился соперник – Андрей Александрович Карзинкин: купец 1-й гильдии, промышленник, меценат и потомственный Почётный гражданин; человек, вхожий в самые высшие круги общества.
Софья Николаевна предпочла его – сама, даже безо всякого давления родителей! Сергей Михайлович тоже был не бедным человеком, но даже близко не мог сравниться с «олигархом» Карзинкиным.
Убитый горем, всё ещё влюблённый Сергей Варенцов выплакал свою личную трагедию в дружеское плечо Василия Пукирева.
А тот, вместо того чтобы сказать «Да ладно, Серёга, не горюй, сколько красивых баб вокруг! Ты сейчас ещё влюблён, но это пройдёт: время лечит» – взял да и использовал личную трагедию друга для собственных творческих целей.
Горе Варенцова усугубилось ещё и тем, что он был вынужден присутствовать на венчании своей обожаемой Софьи, которая его отвергла. (Сестра Андрея Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова – Николаем).
Для пущего эффекта
А Василий Пукирев, поймав вдохновение, пересказал эту грустную историю по-своему. Так, как журналист «жёлтой прессы» пересказывает какое-нибудь событие – изрядно привирая, чтоб оно стало более эффектным для читателей.
24-летнюю Софью Рыбникову живописец «омолодил», изобразив её совсем уж юной девушкой. А жениха – наоборот, «состарил». На самом деле, Андрею Карзинкину было 37 лет. По меркам XIX века он был, конечно, уже старым. Но – не до такой степени, как дед на картине.
Для пущего эффекта, Пукирев изобразил жениха богатым вельможей – чиновником, отставным генералом. А ещё – добавил в композицию призрак умершей первой жены престарелого жениха. Она выглядывает из-за его плеча и с укором смотрит на бывшего мужа: дескать, что ж ты, старый кобель, творишь? Ну ничего, ещё попадёшься ты мне на том свете! – я тебя там буду пилить ещё круче, чем при жизни.
На самом же деле, для 37-летнего Андрея Карзинкина этот брак был первым! Как и положено плейбою-миллионеру, он долго не женился, и детей у него не было.
«Вася, ты что, обалдел?»
Но Сергей Варенцов-то на картине был настоящим, и Софья, хоть и «омоложенная», но вполне узнаваемая! Увидев себя на полотне – стоящего с обиженным лицом позади невесты, Варенцов обомлел и, разозлившись, закатил другу-живописцу грандиозный скандал. Дело в том, что ко времени вывода картины в свет Сергей Михайлович уже излечился от душевных ран, нашёл утешение в объятиях Ольги Урусовой, и посватался к ней.
Варенцов потребовал немедленно убрать картину и переделать её! Пукирев не хотел терять друга, и мгновенно подчинился. Сначала он хотел просто подрисовать Варенцову бороду (которой тот не носил). Но, видя воинственное настроение Сергея, – вообще закрасил его голову и нарисовал на её место свою.
Скандал только добавил популярности картине и её создателю.
У всех участников драмы – хэппи-энды!
Софья родила своему старому мужу троих детей: Софью, Александра и Елену. Она долгие годы наслаждалась путешествиями и литературно-музыкальными вечерами, которые устраивал для неё супруг. На этих великолепных балах бывали все представители столичной богемы, во главе с близким другом хозяина – прославленным писателем и драматургом А.Н. Островским.
На любительской сцене домашнего театра Карзинкиных состоялся актёрский дебют Константина Станиславского. В своих мемуарах этот великий человек с теплотой вспоминал, как он сыграл там свою первую в жизни роль – Подколёсина в гоголевской «Женитьбе».
Для дочки владельца скромной суконной мануфактурки и магазина тканей это был неслыханный «социальный лифт»: с рынка Софья попала прямиком в высшее общество.
Василию Пукиреву за картину «Неравный брак» Императорская академия художеств присвоила звание профессора (!) и дала должность преподавателя. Он получил возможность совершить длительный вояж по Европе «для обозрения картинных галерей и художественных произведений».
Хэппи-энд. В выигрыше остались все. Даже отвергнутый Сергей Варенцов, у которого с Ольгой Урусовой тоже получилась хорошая семья.
Эпилог
Василий Пукирев многократно пытался повторить успех, создавая другие картины на сентиментальную тему: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Приём приданого», «Двоеженец. Прерванное венчание», «Размолвка»… Всё без толку! Сильного отклика публики больше не было. «Неравный брак» так и остался единственным его «звёздным часом».
А в наши дни неравные браки уже не производят никакого впечатления на общество. Они никого не шокируют, не возмущают и даже не удивляют. Это явление – неравный брак – стало нормой. Большинство девушек без колебаний выйдет замуж за пожилого, но богатого мужчину. Если, конечно, судьба предоставит ей такую возможность.
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать мой канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: