Найти в Дзене

«Больше препятствие, чем инструмент»: может ли контрабас играть красиво?

Патрик Зюскинд не зря иронично называл контрабас «препятствием»: до того, как в XX веке инструмент стал звездой джазовых концертов и авангардной музыки, он воспринимался скорее как басовая поддержка в оркестре, а не как самостоятельный герой.

Не жаловал контрабас и композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Скрупулезно и педантично он критиковал самый крупный инструмент оркестра в трактате «Основы оркестровки»:

«Тесситура… [здесь: диапазон] в связи с глуховатою звучностью мало способствует контрабасам к исполнению певучих фраз и мелодий. … Среди своих оркестровых сочинений я затрудняюсь найти примеры сколько-нибудь ответственных фраз, порученных контрабасам».

Но Римский-Корсаков ошибался: именно такое соло – певучее, мелодичное и довольно ответственное – он поручил контрабасу во втором действии сказочной оперы-балета «Млада». И появляется оно при довольно загадочных обстоятельствах.

Константин Коровин. Эскиз декорации для четвёртого действия оперы «Млада». Храм Радегаста посреди священного бора на берегу Долинского озера.
Константин Коровин. Эскиз декорации для четвёртого действия оперы «Млада». Храм Радегаста посреди священного бора на берегу Долинского озера.

Песня Лумира, чешского певца, звучит в народно-бытовой сцене праздника Ивана Купалы. Казалось бы, контрабас – самый неочевидный инструмент для этого номера, ведь по сюжету Лумир поет в сопровождении гуслей (в оркестре их имитирует арфа). Соло контрабаса возникает внезапно, причем его партия технически сложна из-за высокого регистра и флажолетов (призвуков основного тона) – благодаря этому мелодия становится бледной, зыбкой, глуховатой. Такое соло гораздо ярче и эмоциональнее прозвучало бы у виолончели, да и исполнителю было бы проще, но Римскому-Корсакову нужен был эффект таинственности и сумрака.

Евгений Пономарёв. Эскизы костюмов для чертей
Евгений Пономарёв. Эскизы костюмов для чертей

Для сюжета песня Лумира не имеет принципиального значения: фигура чешского певца – чисто декоративная, и если ее вырезать, действие не пострадает. Зато пострадает музыка: ведь именно для этой песни Римский-Корсаков написал, пожалуй, свое самое красивое контрабасовое соло.