Здравствуйте!
Клиенты могут избегать обращения к себе самыми разными способами. Некоторые из них могут выглядеть на первый взгляд вполне благопристойно, и только со временем становится ясно, что это избегание. Приведу два примера избегания с одной общей особенностью, что клиент настолько занят своим самовыражением, что ни для терапевта, ни для осознанного контакта с собой, места в сессии совсем нет.
1. « Я вот такой»
Такой клиент начинает сессию с рассказа о себе. Он говорит о своих чувствах. Он говорит о том, что его беспокоит. Он говорит о том, в каких ситуациях это проявляется. Он говорит о том, что он хочет. Он говорит о том, что у него не получается добиться того, что он хочет. Он говорит о том, что он пытается делать. Он говорит, какие у него проблемы возникают, когда он пытается добиться того, что хочет. Он говорит о том, что он чувствует, когда у него не получается. Он говорит о причинах того, что у него не получается….
Кажется, вы уже поняли, что примерно происходит в сессии дальше. Всё верно, клиент говорит до тех пор, пока терапевт не найдёт возможность его прервать. Когда терапевт решает что-то прояснить из услышанного - а вероятность того, что он что-то не понял, как можно догадаться, очень высокая - клиент начинает очень подробно отвечать на заданный вопрос. А заодно вспоминает ещё что-нибудь важное и начинает рассказывать и про это тоже.
Каким образом клиент избегает контакта с собой? Он просто заполняет собой и своим рассказом всё терапевтическое пространство, не давая места терапевту. Его рассказ - это некая готовая история, которую клиент у себя в голове прокручивал не один раз. Поэтому никаких особенных чувств это рассказ у самого клиента уже не вызывает. И терапевт, сначала полный заинтересованности, но лишенный возможности прояснять и откликаться, постепенно может начать скучать. Либо, если уготованная роль пассивного слушателя его не устраивает, может обнаружить себя включенным в борьбу с клиентом за право говорить.
Требуется терапевтическое искусство, чтобы клиент смог восстановить контакт с собой. И первое, что клиенту необходимо будет обнаружить на этом пути - это осознать то, каким образом он не даёт этому контакту происходить.
2. «Вот такая ужасная ситуация»
Этот случай похож на первый пример в том, что в сессии в основном тоже говорит только клиент. Однако, если в предыдущем случае, клиент рассказывает про себя, то здесь клиент рассказывает о какой-нибудь ситуации. Почему он говорит всю сессию? Потому что он настолько захвачен происходящим, что не может остановиться. При этом клиент в сильных чувствах, и в его оценках присутствует жёсткая категоричность.
Всё бы ничего, но только клиент совершенно не готов осознавать, что с ним происходит. Что у него за чувства, на что он так реагирует, почему он так категоричен, ему неинтересно. Ему важно отреагировать с терапевтом свои эмоции, и также он хочет, чтобы терапевт подтвердил все его категоричные оценки, чтобы стал союзником клиента в его видении ситуации, иначе клиент обратит свой гнев (который всегда присутствует среди чувств клиента, иногда в подавленном виде) на терапевта. Можно сказать, что клиент находится в состоянии аффекта, когда не очень осознаёт, что делает.
Удержаться в контакте с таким клиентом, не быть им отвергнутым, но и не начать подтверждать оценочные суждения клиента (которые часто и являются одной из причин аффекта) - это тоже терапевтическое искусство. Всё-таки терапевт, давая поддержку клиенту, не должен поддерживать его саморазрушающие проявления.
В обоих приведённых примерах клиенты, несмотря на свою разговорчивость, остаются закрытыми для диалога с терапевтом и осознанного контакте с собой.
---------------------
Спасибо за ваше внимание! Интересно ли вам? Какие у вас мысли, соображения?
Если есть какие-то вопросы или пожелания, про что ещё имеет смысл написать, пишите.
Хорошего вам дня!
-
(с) Андрей Рыжов 07.09.2022.
Буду благодарен вашей поддержке, если нажмете Спасибо и оставите комментарии. Подписывайтесь, чтобы не пропустить мои публикации.
---------------------
Предыдущие статьи на эту тему:
1. Терапия. Посмотреть внутрь себя
2. Терапия. Посмотреть внутрь себя - 2
3. Терапия. Посмотреть внутрь себя - 3
+7 (916) 313-58-95 Гештальт-терапия - очно в Москве и онлайн
Автор: Андрей Рыжов