Эмоционально очень тяжелая роль Матрены Быстровой в драме Григория Чухрая "Трясина" отняла у Нонны Мордюковой очень много сил. После съемок она попросила сценариста картины Виктора Мережко написать специально для нее сценарий и чтобы роль в нем была не такая выматывающая. Виктор Мережко вспомнил свою тетю, которая как - то раз приехала в столицу из провинции, ее встречу со своим бывшим мужем... Образ и история Марии Коноваловой ему дались легко.
Режиссер Никита Михалков в роли бывшего мужа Марии Коноваловой хотел снимать Олега Борисова.
Олегу Борисову роль пришлась по душе, но "Родню" снимали на "Мосфильме". А в тот год Олег Иванович на этой киностудии был под запретом. Ему на два года запретили съемки в любом фильме, который выпускал "Мосфильм". Из картотеки были даже изъяты все его фотографии. И это несмотря на то, что к тому времени Олег Борисов был уже Народным артистом СССР! Не помогли ни его звание, ни обаяние и фантастические пробивные способности Никиты Михалкова. Но директор "Мосфильма" Николай Сизов был непреклонен - Борисова не снимать. И точка.
Вовчика, бывшего мужа Марии, в картине сыграл Иван Бортник, и сыграл гениально.
За что Олег Борисов был наказан руководством "Мосфильма?" Если коротко, то за Достоевского.
Верней за то, что уже отказался от главной роли в фильме режиссера Александра Зархи "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского". Сорвал график производства картины, принес убытки киностудии.
Эта история длинная, если коротко, то дело было так. Режиссер Александр Зархи предложил Олегу Борисову главную роль в своем фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского". У Олега Ивановича было какое- то дурное предчувствие, но он к нему не прислушался. Творчество Достоевского он любил, а вот к творчеству режиссера Александра Григорьевича Зархи относился, мягко говоря, без восторга. Но на фотопробы согласился.
Уже в первый съёмочный день ОлегБорисов понял, что предчувствие его не обмануло. Все замечания и наставления режиссера показались ему очень странными. В своих дневниках о тех съемках Олег Борисов потом много чего напишет. Зархи в его дневниках будет именоваться просто "Ку - ку" .
Олег Борисов был изумлен, что режиссер все время продвигал идею, что Достоевский - это предтеча революционеров! «Даже рука не поднимается такое писать. Толстой был "зеркалом русской революции", и Федора Михайловича туда же…" - писал Олег Борисов
Из воспоминаний Олега Борисова:
"Во время съемки он попросил меня два раза подпрыгнуть на одной ноге. «Зачем?» — спросил я. «Если не понравится — вырежем!» — ответил Зархи.
«Стоп! Могу ли я узнать, Александр Григорьевич, о чем играем сцену?» Он после некоторого замешательства начал пересказывать сюжет: «Раздается звоночек. Робкий такой. Приходит к Достоевскому Анечка Сниткина. Он идет открывать и, радостный, подпрыгивает».
— «Александр Григорьевич, вы меня не поняли. Сцена о чем? Сценарий я читал».
Снова пауза, во время которой он надувается: «Я же говорю, раздается звоночек. Робкий такой...»
Я не дослушиваю и спокойно объявляю, что ухожу с картины.
«Я с вами не о концепции спорю — ее у вас нет, — а об элементарных профессиональных вещах. Я не знаю, что я играю, что я делаю. Для подпрыгиваний у меня нет оснований».
Резко хватает меня за руку: «Умоляю, не погубите! Я стар, и будет большая беда, если вы уйдете». Стараюсь выдернуть руку, а он — на колени. Я, конечно, этого не ожидал. Руку не отпускает. Плачет:
«Я с колен не встану, пока вы не дадите мне слово, что завтра будете сниматься!» — «Хорошо, я буду сниматься, только отпустите руку».
Вечером к нам в номер пришел Алик Григорович. Рассказывал, как Зархи после сцены со мной отвел его в сторону и, смеясь, ужасно довольный, поделился с ним: «Я все уладил! Вы же видели!.. Борисов будет сниматься! Это я специально припадок разыграл».
Были съемки еще в Карловых Варах, там тоже не обошлось без казусов.
Из книги Александра Горбунова "Олег Борисов" ( серия ЖЗЛ)
" Из Чехословакии группа вернулась в Москву. К ее приезду был построен павильон. Первый съемочный день в нем. Снимали приход Сниткиной — будущей жены — к Достоевскому. «Вот тут вы пройдете,— сказал Зархи Борисову.— По этому коридору. Тут висит икона, посмотрите на нее, ну, не плюнете впрямую, это неправильно, но осудить ее надо. Развернетесь и покажете иконе фигу. И пойдете открывать дверь». Олег Иванович снял накладные усы и бороду и сказал: «Сами идите, осуждайте икону, я больше сниматься не буду. Все». Не стал участвовать в этой мелодраме. Зархи обещал, что фигура Достоевского будет сложной, неоднозначной, а сам стал «лепить» какую-то примитивную марионетку, пасквильный фильм".
После этого Александр Зархи написал докладную записку на имя директора "Мосфильма" Николая Сизова.
В своем письме режиссер просил наказать Олега Борисова. Олег Борисов тоже написал заявление об уходе из картины, так как у него с режиссером
были разные взгляды на трактовку в фильме образа великого писателя.
Николай Сизов вызвал Олега Борисова на ковер. Разговор был жесткий, продолжался он не больше пяти минут. Может Николай Трофимович Сизов был и на стороне Олега Борисова, когда тот ему сказал, что в других бы странах продюсер был на стороне актера, но при том разговоре ответил ему так: " В нашей стране нет продюсеров, а есть режиссер – Герой Социалистического Труда, основоположник социалистического реализма, член разных коллегий… Олег Иванович, это вынужденная мера и, поверьте, не самая жесткая. Александр Григорьевич такой человек, что…"
Да, история вышла сложная. А может, и хорошо, что все так получилось?
В "Родне" сыграл Иван Бортник, Анатолий Солоницин сыграл Достоевского вместо Олега Борисова и получил приз за эту роль на фестивале в Берлине.
А Олег Борисов не поступился с принципами. В 1981 году он сыграл в картинах - "История одной любви" ( киностудия имени Довженко) и "Россия Молодая" ( Киностудия им. Горького).
А в начале августа 1982 года была уже премьера драмы режиссера Вадима Абдрашитова "Остановился поезд", в которой Олег Борисов сыграл главную роль, хотя запрет на съемки был еще в силе, а фильм запускался на именно на "Мосфильме".
Кинопробы Борисова на роль следователя прокуратуры Вадим Абдрашитов проводил на киностудии тайно.
Кинопробами он был доволен, с ними и отправился на прием к товарищу Сизову. Тот сначала был непреклонен:
" Я и без тебя, без твоих проб знаю, какой Борисов артист! Ты подумал, что Зархи со мной сделает, когда узнает? Чей поезд тогда остановится? Позвони Борисову, поблагодари, извинись."
Но режиссер не отступал, уговаривал того хоть глянуть кинопробы. Николай Сизов был очень удивлен, когда узнал, что Борисов тайно был на "Мосфильме", он же проверял списки... В итоге он кинопробы посмотрел. И сказал Вадиму Абдрашитову, что и без него он знает, что Борисов гениальный актер, но ведь и до ЦК партии может дойти, если он разрешит тому сниматься. А потом все-таки нашел компромиссное решение.
" Сделаем так: ты собираешь группу, уезжаешь, никаких павильонов на "Мосфильме", никаких интервью, никаких газетчиков, телевидения. Тайно все снимайте и уже с готовой картиной возвращайтесь. И чтоб об Олеге Борисове никто на "Мосфильме" слыхом не слыхивал"
Так и сделали. Фильм сняли, роль Олега Борисова в картине "Остановился поезд" была в его фильмографии одной из лучших. Да, в этом фильме он снялся вместе с Анатолием Солонициным и между никогда не стояла та история с ролью Федора Михайловича Достоевского.