В конце 1980-х гг. советский ВПК выдал свою новейшую самоходную гаубицу со 152-мм орудием "Мста-С" 2С19, головным разработчиком был Уральский завод транспортного машиностроения, гаубица для нее проектировалась в волгоградском ОКБ-2, а боевое отделение в Тульском КБ приборостроения (сейчас НПО "Точность").
Широкой публике новейшая гаубица была продемонстрирована в 1992 г. на авиасалоне в Жуковском.
Но хотя она была вполне на уровне с зарубежными САУ того времени заказов на нее не последовало, дело в том, что в СССР использовали калибр 152-мм, а НАТО и остальной мир 155-мм.
Дело в том, что на складах боеприпасов 152-мм снарядов было чуть ли не 10 миллионов. Гаубицу для "Мсты" сделали с устаревшей баллистикой, чтобы она могла стрелять старыми боеприпасами, дальность стрельбы составила 24,7 км вместо 30 км у натовцев.
СССР мог бы продавать свою гаубицу союзникам во Организации Варшавского договора, но его уже не было, а бывшие страны реального социализма уже не испытывали симпатий к преемнику Советского Союза - РФ.
Главный конструктор САУ Томашов проблему с калибром "Мсты" понимал, дело в том что 155 мм калибр с длиной ствола в 52 калибра имел наибольшую дальность стрельбы, устанавливаемые на них автоматизированные системы управления наведением и огнем повышают на 30 - 40 % эффективность боевого применения.
Согласно соглашению стран НАТО от 1989 г. ствол должен был быть длиной 39 - 52 калибра, объем зарядной каморы - 18,8 - 23 л., максимальная начальная скорость осколочно-фугасного снаряда - 827 - 945 м/с, максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом L15A1 — с 24 до 30 км.
На 155 мм калибр перешли производители артсистем бывшей ОВД и Китай (не полностью). Единственным производителем 152-мм артиллерии осталась Россия.
Переход на 155-мм калибр дает прирост массы снаряда на 2,5 кг или в 6 %. Эффективность осколочного снаряда возрастает на 10 %. Увеличение объема зарядной каморы дает возможность увеличить массу заряда и соответственно прирост дальности стрельбы.
Выпуск 155-мм САУ и буксируемых орудий сможет расширить возможности экспорта артиллерийских систем.
Но в 1990-е гг. предложение конструктора "Мсты" Томашова, директора Уралтрансмаша Шаркова и начальника отдела 1-го управления ГРАУ Клянчина по разработке параллельно 152-мм и 155-мм гаубиц не нашло поддержки у начальника ГРАУ Ситнова.
Томашов с Шарковым уговорили разработчиков артсистем все же начать работы над САУ с "натовской" пушкой. Над своими вариантами орудий работали СКБ "Мотовилихинские заводы" и завод № 9. Был изготовлен экспериментальный образец и провели стрельбовые испытания.
В 1994 г. Ситнов уже назначенный начальником вооружений армии все же вернулся к САУ в калибре 155 мм, по его настоянию в Гособоронзаказе появилось упоминание о проведении научно-исследовательских работ "Исследование возможности создания на базе отечественных технологий самоходного артиллерийского орудия калибра 155 мм в интересах СВ и ВМФ", шифр "Необитаемость-155".
В том же 1994 г. появились сведения о разработке 155-мм артиллерийской системы "Гермес". Предполагалось, что гаубица может использоваться для отражения массированных атак бронетехники и для береговой обороны. Ее хотели установить на шасси БМД-3, причем пушки должны были быть спаренными, максимальная дальность стрельбы должна была быть 12 км.
В боекомплекте "Гермеса" должен был быть управляемый снаряд "Гермес" массой 60 кг. Он должен был лететь 54 секунды при вероятности попадания до 90 %. Всего "Гермес" имел боекомплект 14 - 16 выстрелов.
"Гермес" предлагали оснастить комплектом оптоэлектронной аппаратуры с четырехканальным ТВ-тепловизионным прицелом и двухканальным лазерным целеуказателем.
Работы по двуствольной САУ переросли в тему "Коалиция-СВ" сначала тоже двуствольную, но потом ставшей одноствольной с необитаемым боевым отделением.
НИР "Необитаемость-155" затронула целый ряд предприятий, их было более 15. Работы должны были идти с 1999 по 2003 гг.
В 2000 г. изготовили макет "Изделия 350-5" с гаубицей М3-144 "Мотовилихинских заводов" с картузным заряжанием, а в 2001 г. - "Изделие 350-6" с гаубицей М-388 разработки СКБ-9. Оба макетных образца изготовили на базе обычной САУ "Мста-С" и испытали стрельбой.
В 2002 г. изготовили САУ 2С19М1-155 или "Изделие 350" с орудием М3-158 с безгильзовой обтюрацией канала ствола (картузным или модульным заряжанием). Орудие испытывалось на жестком стенде и отстреляло 128 выстрелов.
Экспериментальная САУ с гаубицей "Мотовилихинских заводов" прошла 50 км и отстреляла 180 выстрелов. На ней установили экспериментальную автоматизированную систему управления наведением и огнем АСУНО-155, системой управления заряжанием СУЗ-155, агрегатом питания и кондиционирования и т. д.
По результатам испытаний экспериментальный образец 2С19М1-155 доработали. Скорострельность по сравнению с базовой машиной увеличилась в 1,4 раза и составил 11 - 12 выстрелов в минуту. Боеукладка сократилась до 46 выстрелов. Ствол и люльку можно было менять без демонтажа башни.
Установили АСУНО "Успех-С", которая с марша автоматически подготавливала машину к стрельбе и позволяла быстро менять позиции.
Управлять огнем батареи САУ могли машина "Фальцет-М", "Машина-М", "Капустник-С".
На САУ одевали комплект "Накидка", который снижал вероятность обнаружения тепловизионными средствами поражения в 2 - 3 раза, а радиолокационными - в 6 раз. Самоходки могли определять начальную скорость снаряда с помощью радиолокационной системы.
Мста-С со 155-мм орудием могла использовать западные выстрелы со снарядами с донным газогенератором дальность стрельбы достигла 41 км. Также гаубица могла использовать 155-мм вариант управляемого снаряда "Краснополь-М".
В НИМИ разработали 155-мм осколочно-фугасный снаряд, опытная партия была выпущена на Верхнетуринском машиностроительном заводе.
Впервые экспериментальный образец 2С19М1-155 впервые был продемонстрирован в 2002 г. на международной выставке REA-2002 в Нижнем Тагиле.
К тому времени финансирование НИР "Необитаемость-155" резко сократилось и было вскоре прекращено.
Начальник ГРАУ Ситнов ушел в отставку, его сменил Баринов с отрицательным отношением по работам по 155-мм калибру. Со сменой власти связано и закрытие проекта.
Полноценно выйти на зарубежные рынки 2С19М1-155 не смогла. Хотя Уралтрансмаш пытался что-то сделать в части изготовления и закупки боеприпасов, а также проведения испытаний.
Положение еще больше усугубилось, когда генеральный директор ФГУП "Уралтрансмаш" Шарков ушел на пенсию, оставил свой пост и генеральный конструктор ЦКБ "Трансмаш" Томашов. Работы были приостановлены и затем вообще свернуты.
Экспериментальный образец продолжали возить по выставкам вооружений, где вызывал живой интерес у зарубежных военных специалистов.
В 2003 г. индийская делегация даже ставила вопрос о выпуске гаубицы по лицензии, но перспективное направление российской самоходной артиллерии так и не вышло за рамки опытно-конструкторских работ.
Причем зарубежные заказчики не хотели софинансировать работы по доводке САУ и не брали на себя обязательства гарантировать закупки новых машин. Индийцы только высказали пожелание унифицировать шасси "Мсты" с свежезакупленным танком Т-90С, который был приобретен и выпускался по лицензии.
Но вопрос с шасси был одним из ключевых. У базовой "Мсты" ходовая часть была от Т-80У, так как ходовая Т-72 оказалась слишком жесткой и мешала точности стрельбы. А моторно-трансмиссионное отделение было заимствовано от Т-72Б.
Индия, видимо, не хотела производить у себя два шасси.
Тут наши промышленники допустили ошибку, "Трансмаш" начал форсированно разрабатывать новое легкобронное универсальное шасси с использованием элементов танка Т-90С.
На выставке REA-2009 был показан демонстрационный макет шасси Э300 под ЗРК "Бук". Предполагалось, что оно станет основой для целого семейства машин, в том числе под монтаж 155-мм артиллерийской установки. Но по ряду причин шасси не был использовано. Наработки по нему были использованы для "Изделия 310" - шасси для 152-мм САУ 2С35 "Коалиция-СВ".
По желанию индийцев шасси "Мсты" 2С19М1-155 с длиной ствола 52 кабира максимально модифицировали по моторно-трансмиссионному отделению с танком Т-90С.
Гаубица получила новую автоматическую артиллерийскую баллистическую станцию, тепловизионный прицел с лазерным дальномером, новую систему управления заряжанием и автоматическую систему управления наведения огнем с лазерным гироскопом. Существенно изменилась конструкция узлов системы заряжания.
Новая система управления огнем АСУНО-155 позволяла обеспечивать огневой налет, т. е. поражение цели одним орудием несколькими выстрелами на разных траекториях. САУ ориентировалась в пространстве по системам ГЛОНАСС/GPS, с помощью тепловизора с лазерным дальномером круглосуточно распознавались цели в простых и ограниченно-сложных метеоусловиях.
Полуавтоматическая система заряжания позволяла вести огонь на любых углах возвышения в диапазоне от −4° до +70° с максимальной скорострельностью 6 -8 выстрелов в минуту. Боекомплект был 42 снаряда и 300 патронов к 12,7-мм пулемету. Заряд воспламенялся с помощью ударной трубки типа М191А2.
Самоходная установка 2С19М1-155 «Мста-С» участвовала в финальном этапе тендера индийской армии по выбору 155-мм САУ на гусеничном шасси. "Рособоронэкспорт" выступал совместно с индийским государственным предприятием Ordnance Factory Board (OFB). Конкурентом российской САУ была южнокорейская K9 Thunder производства Samsung-Techwin, которая шла на конкурс с индийской частной группой Larsen & Toubro.
"Мста" проходила испытания в Индии в 2013 - 2015 гг. Параллельно проводились отладочные работы, работы по составлению таблиц стрельбы и стрельбовые испытания САУ. Пришлось столкнуться с модульными метательными зарядами М90, которые уже производились в Индии по лицензии.
По результатам конкурса победу одержала южнокорейская артсистема. К9 превзошла российскую система "по скорости, оперативной мобильности, боевой скорострельности и точности стрельбы".
К9 защищена броней от стрелкового оружия и осколков, экипаж самоходки состоит из 5 человек: командира, механика-водителя, наводчика и двух заряжающих.
Машина весит 47 тонн, на нее установлен дизельный двигатель MTU 881 мощностью 1 000 л. с. с автоматической трансмиссией фирмы "Аллисон". Максимальная скорость по шоссе 67 км/ч, запас хода 480 км. Гаубица имеет гидропневматическую подвеску, которая отличается повышенной проходимостью и плавностью хода.
Автоматическая система подачи боеприпасов обеспечивает максимальную кратковременную скорострельность - 3 выстрела за 15 секунд. Нормальная скорострельность 6 выстрелов в минуту. Снаряды заряжаются в казенник и досылаются автоматически, заряжающий кидает метательные заряды в обычных картузах и модульного типа. Боекомплект состоит из 46 выстрелов раздельного заряжания.
Активно-реактивным фугасным снарядом с ведущим пояском ERFB-HE максимальная дальность составляет 50 км. Экипаж готов к ведению огня через 30 секунд после остановки машины. Его снаряды летят к цели по разным траекториям, что позволяет уничтожать противника со 100 % вероятностью.
Что касается причин неудачи "Мсты-С" со 155-мм орудием.
Возможно на точность стрельбы повлияло шасси от Т-90, в свое время от шасси Т-72 отказались в пользу более "мягкого" шасси от Т-80У.
Двигатель был всего 840 л. с., что повлияло на подвижность.
Также пагубно повлияло на работы прекращение финансирования ее доводки в 2000-х гг.
Да и поведение индийцев непонятно, К9 не имеет никакой унификации с машинами индийской армии.
Возможно можно было выиграть тендер, если бы предложили закупить новейшую "Коалицию-СВ".
САУ 2С19М1-155 «Мста-С» показала себя как надежная и современная машина. С помощью индийского тендера были отработаны таблицы стрельбы и получен опыт использования модульных зарядов, сейчас уже есть их аналоги используемые в САУ "Коалиция-СВ".
В завершение следует отметить конструкторов работавших над 155-мм "Мстой". Это генеральный конструктор ЦКБ "Трансмаш" Томашов, главный конструктор СКБ "Трансмаш-спецтехника" Кукис, руководитель работ по изделию Казаков, ведущие инженеры Солодков, Щапин и Бобков.
Спасибо за прочтение.