С началом модернизации российских субмарин третьего поколения отечественные конструкторы поставили перед собой две главные задачи: повысить боевые возможности подводных крейсеров и вывести их на один уровень с более совершенными подлодками пятого поколения.
По крайней мере, военные эксперты и некоторые российские источники считают, что наши корабельщики уже на полпути к этому, ибо за счёт оснащения субмарин проекта 949А современнейшими средствами борьбы в море им без проблем удастся «зайти» в пятое поколение.
Так или иначе, предлагаю подробнее рассмотреть вышеупомянутые новейшие средства, что появятся у «Челябинска».
Как правило, требованием к суднам пятого поколения всё чаще называется возможность совместной работы с большими боевыми подводными аппаратами и их применения в бою (яркий пример тому – «Белгород», являющаяся первой АПЛ 5-го поколения).
Причём некоторые считают, что из подобных плюшек у «Челябинска» может появиться некий необитаемый подводный аппарат «Сарма». Изначально он создавался для транспортировки грузов, сейсморазведки, обследования дна и различных подводных объектов и для постоянного наблюдения за явлениями, происходящими в окружающей среде.
Правда, разработчик добавил, что спектр выполняемых задач можно расширить, если того потребует соответствующий заказчик. Вишенкой на беспилотном «торте» является то, что «Сарма» может довольно продолжительное время (до 90 суток) находиться в глубинах Мирового океана (в том числе подо льдами).
Кроме того, субмарина «Челябинск» должна стать носителем гиперзвуковых ракет «Циркон», которые в полёте могут развить скорость, почти в 9 раз превышающую скорость звука.
Обо всех возможностях данной ракеты мы уже говорили ранее, однако, стоит отметить, что некоторые российские источники предполагают, что она будет оснащаться и ядерной БЧ тоже. Так или иначе, «Цирконы» примут на вооружение уже совсем скоро (может быть даже в сентябре текущего года, о чём неоднократно сообщало ИА «ТАСС»).
О других системах, которые впервые появятся у «Челябинска», до сих пор нигде не сообщается (военная тайна, ясное дело), но очевидным считаю то, что изменения коснулись и средств обнаружения, и средств управления, и корабельной автоматики.
Причём «Челябинск» - не единственная субмарина, которая будет модернизироваться до пятого поколения. Да, на эту тему возникает множество споров (мол, лучше строить новое, чем пытаться поддерживать жизнь в старом), однако, подобные подлодки нельзя пустить на распил по той единственной причине, что она «морально устарела».