В Российской империи существовали законы, предписывающие помещикам участвовать в регулировании брачной жизни крепостных. Как отмечал историк В.И. Семевский, специальные указы 1722, 1758 и 1796 годов обязывали господ выдавать крепостных девушек замуж, чтобы «не засиживались в девках до 20 лет». Однако уже при Петре I закон запрещал принуждать крепостных к браку против их желания, помещик не мог выбирать женихам невест, а невестам женихов. Как увидим, этот закон впоследствии не исполнялся, о нём попросту забыли.
На практике владельцы часто не разрешали крестьянам жениться на тех, кто им больше приглянулся, и даже заставляли вступать в брак против желания. О петровском указе крепостные, естественно, не догадывались и считали ситуацию, когда господин решал за них их судьбу, неизбежной. Каждый помещик сам устанавливал брачный возраст для своих крестьян (от 13 до 20 лет для девушек, до 25 лет — для юношей).
Помещики стремились как можно быстрее женить крестьян, чтобы те как можно скорее начали рожать детей, а значит, улучшать экономическое положение хозяина. Применяя такой подход, владельцы не видели большой разницы между крепостными и сельскохозяйственными животными. Менялись лишь схемы скорейшей выдачи крестьянок замуж: кто-то действовал методом поощрения, давая деньги при выдаче замуж, кто-то прибегал к методам устрашения. Например, граф Н.П. Шереметев предписывал крепостных девок,
«коим минет 17 лет», «а замуж не пойдут» — «таковых всех высылать на жнитво и молотьбу казенного хлеба сверх тягловых работ отцов и братьев и высылкою на работы отнюдь никого не обходить…».
В некоторых имениях неженатые крестьяне должны были платить в пользу помещика штрафы (в частности, двойной оброк). Такое правило распространялось и на вдовцов, если с момента вдовства прошло больше одного года. Такие меры были направлены на то, чтобы максимально использовать физические возможности крестьянства в деле рождения новых крепостных, поскольку, как считалось, одинокая крестьянка не способна принести большого дохода.
Немногие господа позволяли своим крепостным «жениться по собственному произволению», однако это было всё-таки возможно, если речь шла о свадьбах в пределах имений одного помещика. В этом случае женщина не покидала земель, подвластных своему владельцу, и продолжала приносить ему экономическую выгоду.
«Вдов и девок на вывод не давать под жестоким наказанием, понеже (поскольку — прим.) оттого крестьяня в нищету приходят, все свои пожитки выдают в приданье и тем богатятся чужие деревни», — отмечал В.Н. Татищев.
К 1810-м годам стремление выходить замуж (или жениться) в пределах своего села или близлежащих деревень превратилось в стойкий обычай, тогда как в допетровское время требовалось избегать близкородственных браков и искать невесту «за семь деревень».
Крестьянская свадьба была возможна и при «выводе» девушки из владений помещика, то есть в ситуации, когда крестьянки выходили замуж за людей посторонних. В таком случае за невесту необходимо было заплатить «вывод» (под этим было основание — господину возмещались убытки за утраченную рабочую силу), и подобная свадьба могла состояться только с разрешения помещика. Но некоторые помещики брали вывод по случаю женитьбы даже со своих крепостных, когда невеста не переходила к другому владельцу.
Поэтому некоторые (в особенности зажиточные) крестьяне предпочитали вместо того, чтобы отпускать дочь из дома, брать к себе зятя — так экономическое положение и помещика, и крестьян не страдало.
Размер выводных денег (по сути — цена за крестьянку, выдаваемую замуж за постороннего) зависел от желания помещика и был довольно большим: от 10 до 20 рублей в 1760-е до 30-40 рублей в 1780-е годы. Княгиня Е.Р. Дашкова в 1807 году в своем новгородском имении брала аж по 100 рублей выводных денег! Большой размер вывода не только уберегал помещика от материального ущерба, но и усмирял желание крестьян сыграть свадьбу с крепостным другого владельца.
Свадебный вопрос для помещиков превращался в чисто экономический — никто не хотел терять доход. Этим и объясняется стремление выдать крестьянок замуж за своих же крепостных, чтобы приданое и возможное наследство (в случае, если наследников-мужчин не будет) осталось в пределах собственных владений, а не отправлялось в другие имения.
К сожалению, подобным образом экономика долгое время стояла выше свободы. До тех пор, пока аморальность крепостного права, системы, в которой люди — собственность, не была осознана на самом высшем уровне.
Мы уже писали обращались к истории русского крестьянства: смотрите наши статьи о снохачестве, разврате помещиков, пьянстве и крестьянских родах.
#история #российскаяимперия #крепостноеправо #историяроссии #свадьба #семья