Найти в Дзене
Сильная вера.

Мировоззрение славян Природа верований

Славянское язычество относится к политеистическим религиям, то есть славяне признают существование множества богов. Язычник, используя слово «бог», не имеет в виду конкретное божество.

Особенностью славянского язычества часто является выделение в каждое племя своего главного божества. Так в договорах Руси с Византией Перун именуется «нашим богом», «в которого мы верим». Гельмольд говорит о поклонении Святовиту, «которому храм и идол были посвящены в величайшем великолепии, приписывая ему первенство среди богов».

В то же время у славян, как и у балтов, существовало представление о верховном божестве.

-2

Животные и женщина-птица, статуэтки муравьиного типа, VI-VII вв., Велестино.Язычество часто называют обожествлением природных сил. Славяне-язычники восхваляли своих предков и окружающую природу (гром и молнию, ветер, дождь, огонь). Для славян характерно поклонение животным (медведю, волку, ящерице, орлу, коню, петуху, утке, индюку, кабану). Но тотемизм практически неизвестен. Солнце, перемещаясь по миру людей на своем пути («путь Лошади»), посещает и небо, и подземный мир (ночное Солнце). Особое место занимают моменты восхода и захода солнца (образы вечерней и утренней зари).Славяне различали четыре или восемь основных пунктов. Наиболее значимы запад, как ориентация тела усопшего в могиле, и северо-восток, как ориентация храмов на точку восхода летнего солнцестояния.Стихией, соединяющей вселенную, для славян был огонь. Его использовали при жертвоприношениях, на похоронах, в праздниках, в защитных целях и т. д. Огонь был символом вечности. Олицетворением огня был Сварог. Исследователи называют Сварога богом мироздания. Арабские авторы называют славян и русов огнепоклонниками.Считается, что у славян были представления о «небе», которое в восточнославянском фольклоре называется Ирий (Вири), это место связано с Солнцем и птицами, находится на юге или под землей (под водой, в колодце) . Туда переселяются души умерших. Есть также представления об острове Буян, который также отождествляется с потусторонним миром. В средневековом Новгороде бытовало представление о том, что в рай можно попасть по морю, и что якобы сделал это кто-то из новгородцев, отправившись на восток. Ибн Фадлан (в.) передает представления и видение рая во время похорон у русских следующим образом: И рядом со мной был русский человек... и он сказал: "Глупые вы арабы... Ведь вы берете себе самого любимого человека и от вас самого уважаемого среди вас и бросаете его в прах, и съедим его прах, и мерзость, и червей, и сожжем его вмиг, да войдет он тотчас и тотчас в Рай. "Восточные славяне связывают происхождение людей с Даждьбогом, сыном Сварога. В «Мирном полку Игореве» (XII век) он назван родоначальником князей и вообще русского народа, а в «Софийское время» (XIII век) — первым царем славян.Славяне считали придунайские земли своим прадедом. Прокопий Кесарийский (6 век), называвший прародиной славян «страной Спораден», баварский географ (9 век) оставил о придунайской области Зарянии следующее предание: утверждай, случайся и веди подобное. В летописях XVII века, в легенде о прародительнице Словении, Зардан был крещен среди дунайских предков. Некоторые историки также отмечают, что у славян существовали представления о Карпатах как о Святых горах, где находились их древние предки (" предки") жили. Воплощением таких идей является былинный великан Святогор .Каждое племя рассказывает о своем переселении с прародины, называя предков: Радим и Вятко, Крив, Чех и Лех. Передавались легенды об основателях династий и городов - Ки, Краке (Кроке), Пясте.Славяне верили в жизнь после смерти, верили в бессмертие, а по мнению некоторых исследователей - в реинкарнацию.