Найти в Дзене
Они тоже люди

Николай Некрасов без прикрас: двуличный «печальник горя народного»

Николай Некрасов - защитник обездоленных, чьи стихи пропитаны любовью к русской земле и искренним состраданием к горькой участи простых крестьян. И он же, если верить современникам, жестокий, двуличный лгун, презиравший какую-либо мораль. Так где же правда и каким на самом деле был знаменитый русский поэт Николай Некрасов? На уроках литературы, учителя с упоением рассказывали о том, как юный Некрасов нищенствовал, ночевал на улице, а от голода не умер только благодаря тому, что в воровал хлеб, стоявший всегда на столах в ресторане «Морской», прикрывшись газетой. По причине крайней нужды так и не получивший высшего образования. На самом деле, все было совсем иначе. Отец, желавший дать Николаю достойное образование, определил его на учебу в гимназию. Однако, покер и бильярд оказались намного интереснее. Юноша часто пропускал занятия, несколько раз оставался на второй год, а в 5-м классе, даже на третий. В итоге, не закончив и пяти классов, вернулся в родной дом. Когда Николаю стукнул

Николай Некрасов - защитник обездоленных, чьи стихи пропитаны любовью к русской земле и искренним состраданием к горькой участи простых крестьян.

И он же, если верить современникам, жестокий, двуличный лгун, презиравший какую-либо мораль.

Так где же правда и каким на самом деле был знаменитый русский поэт Николай Некрасов?

-2

На уроках литературы, учителя с упоением рассказывали о том, как юный Некрасов нищенствовал, ночевал на улице, а от голода не умер только благодаря тому, что в воровал хлеб, стоявший всегда на столах в ресторане «Морской», прикрывшись газетой. По причине крайней нужды так и не получивший высшего образования.

На самом деле, все было совсем иначе.

Отец, желавший дать Николаю достойное образование, определил его на учебу в гимназию. Однако, покер и бильярд оказались намного интереснее. Юноша часто пропускал занятия, несколько раз оставался на второй год, а в 5-м классе, даже на третий. В итоге, не закончив и пяти классов, вернулся в родной дом.

Когда Николаю стукнуло 17, Алексей Сергеевич отправил его в Петербург поступать в Дворянский полк. Как писал сам Некрасов в своих записках:

«Надув отца притворным согласием, я туда поехал».

Когда же выяснилось, что набора в полк не будет, Николай уверил отца, что собирается держать экзамен на филологический факультет университета. Некрасов-старший не только поддержал сына, но и выслал ему 500 рублей. Одного лишь не знал, что экзамены к тому времени уже закончились.

Вскоре обман раскрылся. А так как юноша наотрез отказался возвращаться домой, отец, в сердцах, отказал ему в содержании, зная, что тот промотает все, сколько ни вышли.

-3

Надо сказать, на следующий год история повторилась. Решив поступать уже не на филологический, а на факультет восточных языков, Некрасов прогулял экзамен по латыни. Денег, чтобы устроиться вольнослушателем у него не было.

Тогда отец выправил ему «свидетельство о бедности», позволявшее учиться бесплатно и даже написал знакомым, чтобы помогли сыну с проживанием. Остается лишь догадываться, почему Некрасов так и не получил диплом.

Зато появилась легенда об отце-злодее, не желавшем оплачивать обучение в университете, бросившем родное чадо на произвол судьбы за отказ стать офицером.

Алексей Сергеевич Некрасов - отец поэта.
Алексей Сергеевич Некрасов - отец поэта.

Через два года, в течение которых Некрасов перебивался скромными гонорарами за стихи, сказки и водевили для Александринского театра, удача улыбнулась ему. Он устроился в редакцию журнала «Отечественные записки», где и познакомился с известным критиком Виссарионом Белинским.

Как писал Иван Сергеевич Тургенев:
«Белинский лелеял и выводил в люди Некрасова».

Тогда то и началась история «любовного треугольника» длиною в 15 лет, о которой судачил весь Петербург. Оказавшись в доме известного литератора Ивана Панаева, Некрасов тут же начал ухаживать за его супругой - блестящей журналисткой, красавицей Авдотьей Панаевой, нимало не смущаясь присутствия мужа.

Не гнушаясь угроз о самоубийстве, был так настойчив, что вскоре они с Авдотьей стали жить вместе, поселившись на даче. Когда выяснилось, что она ждет ребенка, перебрались в квартиру Ивана. Петербург недоумевал: что красавица Авдотья нашла в малообразованном Некрасове, «деревенщине» с дурными манерами.

-5

Некрасов же не только чувствовал себя полноправным хозяином в доме Панаева, но и получив наследство от отца, предложил ему на паях выкупить журнал «Современник», основанный еще Александром Сергеевичем Пушкиным. Очень скоро журнал стал одним из самых популярных изданий в Петербурге, а Некрасов - весьма и весьма состоятельным господином.

Не гнушался он и откровенными спекуляциями. Иван Сергеевич Тургенев долго обижался, назвав Некрасова «головорезом», когда тот перепродал другому издательству за 2500 тысячи «Записки охотника», купленные им у Тургенева за 1000.

А Федор Михайлович Достоевский говорил о Некрасове:

«Аферист от природы. Иначе он не мог бы и существовать, он так с тем и родился…»

При этом, Николай Алексеевич был еще и очень удачливым игроком, выигрывая, порой, сотни тысяч. Баснословные суммы! Из которых он никогда, ни одной копеечки не пожертвовал тем крестьянам, о чьих горестях писал.

Что же до «любовного треугольника», то и здесь Некрасов вел себя не лучшим образом. Требуя от Авдотьи верности, ревнуя ее ко всем, в том числе и к законному мужу, себе он в развлечениях на стороне никогда не отказывал.

Некрасов то прилюдно оскорблял Авдотью, то валялся в ногах, моля о прощении, то крутил романы прямо у нее на глазах. Так продолжалось 15 лет. Когда не стало Ивана Панаева, все думали, что пара, наконец-то узаконит свои отношения.

Но не тут то было.

Селин Лефрен
Селин Лефрен

К этому моменту Николай уже давно был увлечен артисткой французского театра, профессиональной содержанкой, мадемуазель Селин Лефрен. Некрасов поступил, как «истинный джентльмен», выгнав Панаеву из ее же собственной квартиры.

Вся жизнь Николая Некрасова - история бесконечных сомнительных поступков. После вереницы скандалов, многие перестали пускать его на порог, иначе, как «нерукопожатный» не называя.

И искренне недоумевая, как поющий о народных страданиях поэт, может получать удовольствие, заставляя лакеев прислуживать своим охотничьим собакам, словно людям. Как можно негодовать по поводу открытия Клуба гурманов («обжорного общества»), когда бурлаки умирают от непосильного труда за корку хлеба и быть, одновременно, самым активным членом этого клуба. Как можно, представая в образе аскета, чья жизнь полна горьких дум о суровой людской доле, жить на широкую ногу барина-миллионера, владельца винокуренного завода и роскошного поместья, спуская целое состояние на ружья и охотничьих псов.

Может, поэтому Некрасов, как об особой милости просил не всматриваться в его биографию:

«Как человека забудь меня частного,
Но как поэта суди!»
-7