Найти тему
Новый Летописецъ

23 августа (5 сентября) 1552 г. войско царя Ивана Грозного подошло к Казани

С этого момента очередному государству Чингизидов осталось существовать 40 дней.

Из Разрядной книги 1475 - 1605 гг.:

"Тово же месяца августа в 23 день, на память святаго мученика Алумпия, во вторник, прииде государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии под город под Казань з братом своим со князь Володимером Андреевичем и велел ставить полки за две версты до города Казани. И велел государь розвертети знамя, а на нем написан нерукотворенный образ господа нашего Исуса Христа. И ста ту царь государь и сниде с коня, и моляся плакався на долг час. И поиде ко граду Казани, об одну сторону города от Волги. И указал государь полки розредить все, которому где быть."

=======

При взятии Казани в Русском войске был так называемый "Горный полк", которым командовал горномарийский князь (сотник) Аказ, сын Туги (Тугай/ Тугаев) по прозвищу "Акпарс" - "Белый барс" (назван так был за седую шевелюру и невообразимую храбрость). Аказ "со товарищи дву черемисинов" приходил в Москву в 1546 году "бить челом Иоанну Васильевичу, чтобы он взял их, горных марийцев, под свою крепкую руку". В состав полка входили горные марийцы, чуваши, часть прорусских татар, эрзя, мокша. Летописи заявляют, что Горный полк насчитывал аж 20 тысяч человек. Хотя, вероятнее всего, его численность была несколько меньше - 5-7 тысяч.

По свидетельству современников, стяг Горного полка представлял из себя белое полотнище с марийсским узором по краям и православным восьмиконечным крестом посередине (Акпарс незадолго до похода на Казань перешел в Православие, его женой была русская по имени Ирина).

Есть легенда, согласно которой Акпарс, играя на гуслях, дошел до стен Казани и громко прокричал: "Люди казанские! Если вы дадите русскому Царю 726 мешков серебра, то он снимет осаду и уйдет". Таким образом он давал знать русским, какой длины нужно было рыть подкоп - 726 шагов (на случай, если его убьют).

-2

В начале "нулевых" в Горномарийском районе был поставлен памятник Акпарсу, играющему на гуслях, а марийский народ сохранил ту мелодию, который играл Акпарс. Она так и называется - "Марш Акпарса".