Это было бы странно в безмятежное и совершенно мирное время, но не сейчас: про катастрофу 4 сентября 2022 года пассажирского самолёта в Балтийском море масс-медиа забыли уже через сутки. При этом осталось совершенно непонятным, что именно привело к страшной развязке.
Расскажем обо всём в хронологическом порядке.
Хронология
Около 13 часов (здесь и далее время UTC, используемое в авиации) частный реактивный самолет Cessna 551, вместимостью до 8 человек и управляемый 1 пилотом, взлетел из испанского аэропорта Херес-де-ла-Фронтера и взял курс на германский Кёльн.
В самолёте летел Карл Петер Гриземанн (72 года), владелец Quick Air - компании по производству аэротакси и медицинских самолетов, его жена и двое их взрослых детей.
Испанская газета Diario de Sevilla сообщает, что пилотировал самолет сам Гриземанн, а вообще семья часто летала из Хереса в Кёльн, где находится компания Quick Air.
Вскоре после взлета пилот сообщил о проблеме с давлением в кабине и больше борт на связь не выходил.
Весь маршрут до Кёльна был пройден самолётом в нормальном режиме, за исключением того, что там борт не стал снижаться и заходить на посадку - над аэропортом Кёльна Cessna прошла на высоте почти в 11 километров и на скорости около 700 км/ч.
Таким образом, самолёт пересек Испанию, Францию, Германию и прямым курсом пошел на Балтийское море.
Испанские и французские истребители вылетали, чтобы проверить ситуацию и выяснить - почему самолёт не выходит на связь с диспетчерами, но военные лётчики не смогли никого увидеть в кабине.
В Германии было аналогично: немецкий истребитель Tornado вылетел с авиабазы Росток-Лааге, долетел до Цессны, но с тем же успехом: военный лётчик сопровождал Цессну 5 минут, доложил, что никого в кабине не видит и ушёл на базу.
Затем, уже над Балтийским морем, после того как Цессна пролетела через воздушное пространство Швеции, датский истребитель F-16 ("Балтийский воздушный патруль", взлетел с эстонского аэродрома Эмари) взял на себя сопровождение самолета. Лётчик наблюдал, как пассажирский самолет терял высоту, затем, видимо, вошёл в штопор и упал в воду у берегов Латвии - в 37 км от портового города Вентспилса. Ответчик самолёта прекратил передачу в 17:44.
Вскоре к месту крушения вылетел из ближайшего аэропорта - шведского Висбю - спасательный вертолёт. Через некоторое время он вернулся, обнаружив на воде масляные пятна и обломки.
Далее только версии и предположения.
- Самолёт был сбит НАТОвцами во избежание теракта или падения на земле в Латвии или Эстонии. Подтверждения этой версии нет и финальная траектория указывает на то, что самолёт находился в неуправляемом свободном падении до столкновения с водой.
- Взрывная разгерметизация самолёта на высоте, гипоксия и мгновенная смерть всех находившихся на борту. Очень вероятно, хотя некоторые СМИ утверждают, что НАТОвские лётчики видели в небе Франции и/или Германии кого-то жестикулирующего через иллюминатор из пассажирского салона. Против этой версии есть следующий аргумент: в аналогичных случаях, когда военные самолёты подлетали к такому борту для выяснения ситуации, то стёкла в кабине пилотов были изнутри покрыты инеем. В данном случае ничего об этом не сообщается.
- 72-летний пилот потерял сознание или умер вскоре после взлёта из-за резкого падения давления в кабине (о падении давления он успел сообщить диспетчеру), а самолёт управлялся в каком-то ограниченном режиме автопилотирования до полной выработки топлива. Это очень вероятно, т.к. самолёт летел после взлёта и набора высоты по прямой, не выполнял никаких манёвров, не изменял высоты и курса. Почти весь полёт прошёл на высоте 10965 метров. В такой ситуации естественно, что если никто из пассажиров не имел навыков пилотирования, то они и не могли даже воспользоваться радиосвязью в кабине пилота и сообщить о происшествии диспетчерам, не говоря уже о каких-то более сложных вещах. Мобильная связь на такой высоте, понятно, бесполезна. А вот махать руками через иллюминатор могли, прося о помощи...
Как пойдёт расследование
Судя по сообщениям европейских СМИ, основной вопрос сейчас - какая страна должна расследовать катастрофу? Вылет был из Испании, посадка должна была случиться в Германии, а крушение произошло возле берегов Латвии (если вообще не в её территориальных водах). При этом регистрационный номер воздушного судна OE-FGR указывает на принадлежность самолёта к авиационному реестру Австрии, а обломки в Балтийском море обнаружила Швеция.
P.S. Над районом крушения проходит воздушная трасса, которая с недавних пор единственная соединяет российский Калининград с остальной Россией. Воздушное движение там очень оживленное. Если что и есть хорошее в рассказанной выше истории, так только то, что не пострадали другие самолёты.