«Если бы люди вглядывались друг в друга и замечали друг друга, если бы даны были всем глаза, то лишь одно железное сердце вынесло бы весь ужас и загадочность жизни. А может быть, совсем и не надо было бы железного сердца, если бы люди замечали друг друга».
Алексей Ремизов (из повести «Крестовые сестры»)
Внезапный звонок. Подруга моей двоюродной тети. Мы никогда не общались, только знали друг о друге. Тетя давно умерла. Мы не бываем на ее могиле — далеко. А подруга съездила недавно. «Я тебе, Маша, фото пришлю. Там дерево рядом упало. Видно, от удара Иришкину ограду перекосило сильно. Один край сильно вылез из земли, другой — наоборот. Я никак не смогла поправить. И крест так облупился сильно. Покрасить бы».
Мы — единственные родственники. У мужа как раз отпуск. Утром встал пораньше и поехал — потом, с работой, будет сложно выбраться.
Вернулся намного раньше, чем я ожидала. Радостный очень. «Представляешь, таких людей встретил! Посмотрел могилу, помолился, пошел к работникам договариваться, самому там не поправить. Выходят ко мне двое. Один в возрасте уже. Говорит: “Мы — узбеки. Мы очень ответственные и работу любим. Узбеки всегда работают, строят, у нас мало бездельников”. Обещал все сделать и фото прислать. А еще много чего рассказал. Как жили на родине. Как с русскими всегда дружили. Как узбека по внешности отличить среди остальных. Как, имея несколько своих детей, усыновил русского мальчишку. Он уже вырос. Хороший человек получился».
Ждала я фотографий их работы достаточно долго, как мне показалось. Недели полторы. Подумала уже грешным делом: недобросовестные какие-то... А потом сообщение пришло. На аватарке маленький черноглазый мальчик улыбается. Три фотографии. Ровная ограда. Два креста — тети и ее мамы — в идеальном состоянии.
Муж смотрит, улыбается: «Надо же, молодцы какие. Два креста. Я про один только договаривался. А они вон какие оказались».
©Мария Тряпкина
Издательство «Вольный Странник»