- «В чем заключается обращение к конкретному святому в конкретном вопросе, например Спиридону в материальном благополучии, Иоанну Крестителю от головной боли?»
Смысл есть, но он увеличен раз в сто от начального факта. Откуда это повелось?
Некоторым святым дана была такая благодать ходатайствовать и молиться за людей, находящихся в той или иной жизненной ситуации, трудности. Например, мученику Бонифатию дано было от Бога дерзновение просить за людей, страдающих алкоголизмом. Вот и молятся ему. Но все-таки значение этого преувеличенно многократно, в сотню раз. Все это сейчас превращается просто в язычество чистой воды.
Мы как древние греки, у нас каждый святой как древнегреческий божок отвечает за свой участок. Этот по квартирным вопросам, вот этот за семейные дела, этот еще за что-то и так далее, и нужно знать, кому и сколько молиться, чтобы все было о’кей! Это менталитет бюрократического человека, который приходит в какую-нибудь контору, администрацию, чтобы решить свои вопросы: надо в этот кабинет, потом в другой, потом в тот еще кабинет зайти. Надо знать входы и выходы, кто за что отвечает, а если еще при этом вовремя презент дать, тогда вообще всё может решиться.
Точно так же люди воспринимают канцелярию небесную, где есть свои узкоспециализированные святые, которые отвечают каждый за свою проблему. Это, конечно, полный бред. И эта, в общем-то, благочестивая традиция вырождается у нас в сторону язычества. Но изначально смысл всего этого, конечно, был.
Я считаю так: к кому мы можем обращаться в своих нуждах ― это, конечно, к Господу Богу, и это безусловно. Можем обращаться к Божьей Матери, потому что знаем, что ей Господь не откажет. Она такая усердная Заступница рода христианского, что если за нас помолится, то все будет хорошо. К Ангелу Хранителю мы тоже можем обращаться в любой нужде. Это наш Ангел, он здесь, он с нами. На то он нам и нужен, чтобы мы могли к нему обращаться за его благодатной помощью. Потом наш небесный покровитель, имя которого мы носим, к которому постоянно обращаемся, знаем его житие, молитвы этому святому. Мы его особо чтим, чувствуем его, он нам как родной. Вот к нему мы можем обращаться, и он у каждого свой. И может быть несколько святых, которых мы тоже чтим, любим и тоже привыкли обращаться в различных скорбях, нуждах, ищем у них помощи. Два, пять, ну десять максимум святых, вот и всё! Этим можно ограничиться.
Если же у человека случилась какая-то проблема, и он думает: кому же мне помолиться? Бедный, он не знает ни одной молитвы, про святых ничего не слышал, в церковь не ходил, и спрашивает у бабы Дуси: «У меня такая-то беда. Скажи, пожалуйста, кому помолиться?» Она открывает что-то, смотрит и говорит: «А вот помолись мученику такому-то». А он понятия не имеет, что это за мученик, где жил, когда. И вообще, что за святой такой? И вот он усиленно начинает у святого просить. Может, конечно, и сработает, но в целом это неправильно.
Кстати говоря, этому делу способствуют люди, у которых ничего личного, только бизнес! Спрос рождает предложение. Есть у людей желание узнать, какому святому в какой нужде молиться ― не вопрос! Составляются молитвословы такой вот толщины, где прямо в оглавлении идут списком проблемы, и указывается какому святому нужно молиться. Влёт эти молитвословы расходятся! Люди покупают их с большим удовольствием. В итоге у людей фиксируется в сознании, что церковь всё это поддерживает, и всё это якобы правильно.
Я помню, как слушал лекцию профессора Зубова Андрея Борисовича, он говорил о древней египетской религии. Нам казалось всегда, что египтяне верят во множество богов. Якобы там целый пантеон божков. Но на самом деле египтяне верили в одного бога, у них был монотеизм. А эти самые божки ― просто иконы, изображения этого Бога. И Андрей Борисович приводит такую параллель: представьте себе сейчас, что в одну секунду исчезла наша цивилизация. Просто исчезла, и всё! Засыпало песками. И потом, спустя тысячу лет, какие-нибудь ученые раскопали пески и нашли православный храм. Они заходят туда и видят сохранившиеся фрески, росписи. Ученые начинают размышлять, во что же верили люди, которые жили в те времена. В результате скажут: «Понятно! Здесь жили язычники, потому что у них столько тут нарисовано: вот этот божок за это отвечает, этот за это, а вот этот за то!» Да, у нас, к сожалению, в сознании людей именно так и срабатывает. Но это, друзья мои, неправильно.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.