Материал нашего специалиста, Натальи Топурия
У нас есть 2 проблемы. Либо информации слишком мало и ее очень сложно добывать, либо информации так много, что она перестает восприниматься как ценная и игнорируется. Так случилось с вмешательствами, которые дают наилучшие результаты в работе с детьми в спектре.
Сначала, никто не знал про альтернативные системы коммуникации, а потом про PECS заговорили все хором и, сегодня, только в самом начале пути родители не знают, что это такое и для чего служит. Мы бы могли подумать, что наконец-то у каждого неговорящего ребенка появился шанс обрести голос и заявить о своих интересах, потребностях и желаниях. Но, к сожалению, мы столкнулись с другой проблемой.
Знание о существовании PECS подменяет собой понимание того, как работает эта система и каким образом ее можно успешно внедрить. То там, то здесь всплывают истории о том, что попытка обучения ребенка с рас альтернативной коммуникации не принесла результатов и родители отказались от нее, снова свернув на тропу поиска способов "запустить речь".
Это может происходить по нескольким причинам:
1. У специалиста, который взялся внедрить PECS, нет квалификации, он не прошел обучения и опирается в своей работе с ребенком лишь на свой практический опыт и литературу по теме. Обычного, этого недостаточно, потому что PECS - это сложная структурированная система, которая в своей основе содержит научные знания о прикладном анализе поведения. Для ее освоения требуются и специальные знания, и практика, и супервизия. Учить ее по книгам - это почти тоже самое, что вознамериться стать стоматологом после прочтения даже самых умных и толковых учебников. Принимая решение о выборе специалиста для внедрения вмешательства, не забывайте удостовериться, что у него достаточно квалификации для выполнения этой работы.
2. Вы полагаетесь только на работу специалистов и не переносите осваиваемые навыки в естественную среду. Если папка с карточками остается в кабинете или лежит дома до следующего визита в центр нетронутой, то вы делаете, что угодно, но не обучаете ребенка PECS, поэтому будет безосновательным ждать значимых результатов от такой работы с ребенком. Для достижения цели, семье необходимо включиться в процесс и поддерживать развитие и генерализацию навыка вне кабинета специалиста.
3. Вы нашли квалифицированных специалистов, сами очень стараетесь, активно включены в процесс обучения, но допускаете критические ошибки в работе, потому что не обладаете необходимыми знаниями, и из-за этого не достигаете результатов. Обычно, специалисты закладывают время для работы и обучения родителей, но учитывая их загруженность и востребованность это не всегда бывает возможным, да и, положа руку на сердце, достаточным. В освоении ребенком альтернативной системы коммуникации очень большое значение имеет осведомленность и подготовка родителей. Благо, сегодня у них есть возможность обучаться и быть максимально эффективными в своих родительских ролях.
Самые распространенные критические ошибки, которые тормозят процесс внедрения PECS:
- Спрашивать у ребенка чего он хочет, лишая его возможности проявлять инициативу и первому вступать в контакт,
- Оставлять в свободном доступе мотивационные стимулы, лишая его возможности тренировать и генерализировать навык просьбы,
- Предвосхищать его желания, угадывать по привычным знакам, что ему нужно;
- Игнорировать рекомендацию привлекать второго взрослого для внедрения навыка, увеличивая этим риск развития зависимости ребенка от подсказок и замедляя процесс обучения.
- Настаивать на произнесении слов, вызывая у ребенка негативные эмоциональные реакции и сопротивление в использовании системы альтернативной коммуникации.
- Убирать из папки PECS карточки, которые провоцируют нежелательное поведение. В какой-то момент, по мере освоения навыка, репертуар просьб ребенка становится настолько широким, что, рано или поздно, он неизбежно столкнется с невозможностью удовлетворения некоторых из них (дома нет яблок, не сезон для арбузов, нет времени поехать в зоопарк, бабушка не приедет завтра и т.д.). Это может провоцировать и увеличивать частоту нежелательного поведения. Поведенческие проблемы, возникающие на фоне освоения навыка просьбы, действительно могут расстраивать родителей и вызывать желание избежать их. Для этого они, иногда, просто удаляют из папки PECS провоцирующие карточки. Однако, эту проблему надо решать, обучая ребенка выдерживать фрустрацию по поводу невозможности получить желаемое, а не лишая его доступа к возможности выразить потребность.
Хотите получать максимум пользы от своих усилий? Узнайте какие из них принесут максимум пользы при минимальных затратах ваших ресурсов. Просто, пройдите обучение. Пусть 20% ваших усилий дают 80% результата, а не наоборот.
Пройти обучение PECS вы можете перейдя по ссылке: https://site.moaplaneta.ru/pecs1
Или написав на почту training@moaplaneta.com
#PECS #карточкиПЕКС #ПЕКС #ПЕКСЫ #альтернативнаякоммуникация #аутизм #запускречи